Вопрос: В
соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 265 НК РФ к
внереализационным расходам приравниваются убытки, полученные налогоплательщиком
в отчетном (налоговом) периоде, в частности суммы безнадежных долгов, а в
случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным
долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытых за счет средств резерва.
Нормой п. 2 ст. 266 НК РФ предусмотрено,
что безнадежными (нереальными ко взысканию) признаются
долги с истекшим сроком исковой давности, а также те долги, по которым в
соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено
вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного
органа или ликвидации организации.
Таким образом, НК РФ предусматриваются
четыре основания признания дебиторской задолженности безнадежной:
1) долги, по которым истек установленный
срок исковой давности;
2) долги, по которым в соответствии с
гражданским законодательством обязательство прекращено вследствие невозможности
его исполнения;
3) долги, по которым в соответствии с
гражданским законодательством обязательство прекращено на основании акта
государственного органа;
4) долги, по которым в соответствии с
гражданским законодательством обязательство прекращено ликвидацией организации.
В соответствии с Федеральным законом от
21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" требования и указания
судебного пристава обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и
граждан на территории Российской Федерации.
Таким образом,
судебный пристав наделен специальным объемом правомочий в отношении
предусмотренной для него законом деятельности, и если судебный
пристав-исполнитель в установленной законом форме (акт, постановление и т.п.)
по факту проведенной им работы по исполнению решения указывает на невозможность
взыскания, то это его обязательное указание, и оно обязательно к исполнению вне
зависимости от того, по какому основанию это указание сделано (невозможность установления места нахождения должника или его
имущества или какие-то иные обстоятельства).
При вынесении постановления об окончании
исполнительного производства судебный пристав-исполнитель действует от имени
Службы судебных приставов. Согласно Указу Президента РФ от 09.03.2004 N 314
"О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти"
Служба судебных приставов является органом исполнительной власти, т.е.
государственным органом.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N
229-ФЗ "Об исполнительном производстве" исполнительный документ
возвращается взыскателю, если невозможно установить местонахождение должника,
его имущества, либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных
средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в
банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда настоящим
Федеральным законом предусмотрен
розыск должника или его имущества. Согласно пп. 4 п.
1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ исполнительный документ возвращается
взыскателю, если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено
взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом
меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными.
При этом судебный пристав-исполнитель
выносит постановление об окончании исполнительного производства и о возвращении
взыскателю исполнительного документа.
Высший Арбитражный Суд в своем
Определении от 07.03.2008 N 2727/08 указал, что дебиторская задолженность, в
отношении которой судебным приставом-исполнителем вынесено постановление об
окончании исполнительного производства на основании пп.
3 или пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N 229-ФЗ,
признается безнадежной для целей налогообложения прибыли.
Правильно ли
организация полагает, что при наличии постановления об окончании
исполнительного производства и о возвращении взыскателю исполнительного
документа, в котором в качестве основания указан пп.
3 либо пп. 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона N
229-ФЗ, дебиторская задолженность, в отношении которой судебным
приставом-исполнителем вынесено указанное постановление, признается безнадежной
для целей исчисления налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 августа 2011 г. N 03-03-06/2/131
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения и
сообщает следующее.
Подпунктом 2 п. 2 ст. 265 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) установлено, что в целях гл. 25 НК
РФ к внереализационным расходам приравниваются суммы безнадежных долгов, а в
случае, если налогоплательщик принял решение о создании резерва по сомнительным
долгам, суммы безнадежных долгов, не покрытые за счет средств резерва.
В соответствии с п. 2 ст. 266 НК РФ
безнадежными долгами (долгами, нереальными ко
взысканию) признаются те долги перед налогоплательщиком, по которым истек
установленный срок исковой давности, а также те долги, по которым в
соответствии с гражданским законодательством обязательство прекращено
вследствие невозможности его исполнения, на основании акта государственного
органа или ликвидации организации.
Согласно пп. 3
и 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об
исполнительном производстве" (далее - Федеральный закон N 229-ФЗ)
исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено
частично, возвращается взыскателю:
- если невозможно установить
местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих
ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на
хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев,
когда Федеральным законом N 229-ФЗ предусмотрен розыск должника или его
имущества;
- если у должника отсутствует имущество,
на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным
приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества
оказались безрезультатными.
Пунктом 3 ст. 46 Федерального закона N
229-ФЗ установлено, что судебный пристав-исполнитель выносит постановление об
окончании исполнительного производства и о возвращении взыскателю
исполнительного документа.
Таким образом, обязательство, по которому
судебный пристав-исполнитель вынес постановление об окончании исполнительного
производства и о возвращении организации исполнительного документа, на
основании пп. 3 и 4 п. 1 ст. 46 Федерального закона
от 02.10.2007 N 229-ФЗ, по нашему мнению, признается безнадежным долгом для
целей налогообложения прибыли организаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
19.08.2011