Вопрос: На базе
садового товарищества образовано некоммерческое партнерство (НП), цель которого
- строительство собственными силами газопровода для газификации домов
садоводов.
На поступившие средства членов НП -
целевые взносы, членские взносы, а также долгосрочные займы - газопровод был
построен, принят к учету в качестве основного средства и введен в эксплуатацию.
На общем собрании НП утверждена сумма
единовременного взноса за подключение к газовой трубе для новых садоводов - не
членов партнерства, с которыми заключен договор на присоединение к газопроводу.
Эти взносы пойдут на содержание, ремонт, техобслуживание газопровода, на
содержание инфраструктуры, а также на возврат членам партнерства займов и
процентов по ним. НП применяет УСН с объектом налогообложения
"доходы".
Подлежат ли налогообложению указанные
взносы?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 22 августа 2011 г. N 03-11-11/217
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу определения доходов
при применении упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Как усматривается из представленного
письма, некоммерческое партнерство, применяющее упрощенную систему
налогообложения, получает от физических лиц, не являющихся членами данной
организации, взносы.
Согласно п. 1 ст. 346.15 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики при определении
объекта налогообложения учитывают доходы от реализации, определяемые в
соответствии со ст. 249 Кодекса, и внереализационные доходы, определяемые в
соответствии со ст. 250 Кодекса. Доходы, указанные в ст. 251 Кодекса, при
определении объекта налогообложения не учитываются (пп.
1 п. 1.1 ст. 346.15 Кодекса).
На основании п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы не учитываются целевые поступления (за исключением
целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К ним
относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение
ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений
органов государственной власти и органов местного самоуправления и решений
органов управления государственных внебюджетных фондов, а также целевые
поступления от других организаций и (или) физических лиц и использованные
указанными получателями по назначению. При этом налогоплательщики -
получатели указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
К целевым
поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной
деятельности, в частности, относятся осуществленные в соответствии с
законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях взносы
учредителей (участников, членов), пожертвования, признаваемые таковыми в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, доходы в
виде безвозмездно полученных некоммерческими организациями работ (услуг),
выполненных (оказанных) на основании соответствующих договоров, а также
отчисления на формирование в установленном ст. 324 Кодекса порядке резерва на проведение
ремонта, капитального ремонта общего имущества, которые производятся
товариществу собственников жилья, жилищному кооперативу, садоводческому,
садово-огородному, гаражно-строительному, жилищно-строительному кооперативу или
иному специализированному потребительскому кооперативу их членами.
Таким образом, не подлежат включению в
налоговую базу некоммерческого партнерства взносы, пожертвования и отчисления,
признаваемыми целевыми поступлениями в соответствии с положениями ст. 251
Кодекса. В случае использования данных поступлений не по назначению указанные
доходы следует включать в налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с
применением упрощенной системы налогообложения. Поступления от лиц, не
являющихся учредителями (участниками, членами) некоммерческой организации,
учитываются при налогообложении в установленном порядке.
Одновременно
сообщаем, что согласно Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом
Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве, если законодательством не
установлено иное, не рассматриваются по существу обращения по разъяснению
(толкованию норм, терминов и понятий) законодательства Российской Федерации и
практики его применения, по практике применения нормативных правовых актов
Министерства, по проведению экспертизы договоров, учредительных и иных
документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
22.08.2011