Вопрос: ФГУП
преобразовано в 2008 г. в ОАО. В период с 1999 по 2010 гг. оно являлось
получателем безвозмездной технической помощи от иностранных государств для осуществления модернизации системы физической
защиты (безопасности) предприятия.
В 2010 г. на базе ОАО создано дочернее
зависимое акционерное общество (ОАО-1).
Для выполнения поставленных перед ОАО-1
задач предусмотрена возмездная передача ОАО-1 (путем продажи, оплаты акций
дополнительного выпуска) имущества ОАО, неотъемлемой частью которого является
созданная для обеспечения безопасности система защиты (безопасности),
модернизация которой осуществлялась за счет собственных средств ОАО, а также в
рамках безвозмездной иностранной технической помощи.
Принимая во внимание то, что с созданием
ОАО-1 ОАО прекратит свое существование в связи с передачей установок и
материалов в собственность ОАО-1, обеспечить целевое использование системы
физической защиты без передачи права собственности или права пользования на нее
в ОАО-1 будет невозможно.
В соответствии с п. п. 2.1, 2.2
Постановления Правительства РФ от 17.09.1999 N 1046 оборудование и другие
материально-технические средства используются исключительно для целей
технической помощи, предназначенной для конкретных получателей, и не могут быть
переданы третьим лицам, не являющимся участниками проекта или программы
технической помощи, проданы или сданы в аренду. В случае нецелевого
использования технической помощи таможенные платежи - налоги и иные
обязательные платежи, а также начисленные на эти суммы в соответствии с
законодательством Российской Федерации пени и штрафы подлежат уплате в
бюджетную систему Российской Федерации.
Кроме этого, продажа технической помощи
(полная или частичная) запрещена Законом (ст. 1 Федерального закона от
04.05.1999 N 95-ФЗ). Вместе с тем указанным Федеральным законом формально не
запрещено отчуждать результаты технической помощи иным способом, например,
внести в уставный капитал ОАО-1 для использования системы физической защиты
(безопасности) по целевому назначению.
Поскольку созданное
ОАО-1 не является участником программы технической помощи, возникнет ли у ОАО
обязанность уплаты налога на прибыль, а также начисленных на эти суммы пеней и
штрафов в случае внесения в уставный капитал (или продажи) ОАО-1 системы
физической защиты (безопасности) с целью дальнейшего ее использования для
безопасности и сохранности приобретенного у ОАО имущества?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 августа 2011 г. N АС-4-3/13661@
Федеральная налоговая служба рассмотрела
обращение ОАО и по вопросам, входящим в компетенцию, сообщает следующее.
В целях налогообложения прибыли в составе
доходов учитываются доходы от реализации товаров (работ, услуг), реализации
имущества, имущественных прав и внереализационные доходы, определяемые в
соответствии со ст. ст. 249 и 250 гл. 25 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс). При этом доходы, предусмотренные ст. 251 Кодекса, в
составе доходов не учитываются.
Согласно пп. 6 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы
не учитываются доходы в виде средств и иного имущества, которые получены в виде
безвозмездной помощи (содействия) в порядке, установленном Федеральным законом
"О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений
и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и
об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи
(содействия) Российской Федерации".
Как следует из обращения, на базе ОАО
создано дочернее зависимое акционерное общество (ОАО-1), которому планируется
передать имущество, созданное за счет безвозмездной помощи (содействия)
Российской Федерации. При этом ОАО-1 не является участником проекта
(получателем безвозмездной помощи).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 17.09.1999 N 1046 утвержден Порядок регистрации проектов и
программ технической помощи (содействия), выдачи удостоверений, подтверждающих
принадлежность средств, товаров, работ и услуг к технической помощи
(содействию) (далее - Порядок).
Пунктом 2.1 Порядка установлено, что
оборудование и другие материально-технические средства используются
исключительно для целей технической помощи, предназначенной для конкретных
получателей, и не могут быть переданы третьим лицам, не являющимся участниками
проекта или программы технической помощи, проданы или сданы в аренду.
Кроме того, согласно п. 2.2 Порядка в
случае нецелевого использования технической помощи таможенные платежи, налоги и
иные обязательные платежи, а также начисленные на эти суммы в соответствии с
законодательством Российской Федерации пени и штрафы подлежат уплате в
бюджетную систему Российской Федерации.
Таким образом, в
изложенной в обращении ситуации с учетом положений п. 2.1 Порядка ОАО-1
является третьим лицом, которому планируется передача имущества, созданного
(модернизированного) за счет средств, полученных в рамках безвозмездной помощи
(содействия) Российской Федерации.
При этом под передачей имущества может пониматься в том числе и операция по передаче этого
имущества в качестве доли в уставный капитал третьей стороны.
В этом случае у ОАО возникает нецелевое
использование вышеуказанного имущества, приводящее к возникновению дохода,
учитываемого в целях налогообложения прибыли.
Действительный
государственный советник РФ
3 класса
С.Н.АНДРЮЩЕНКО
22.08.2011