Вопрос:
Организация планирует внедрить электронный документооборот в части обмена
товарными накладными (форма ТОРГ-12), подписанными электронно-цифровой подписью
с использованием сертифицированных средств криптографической
защиты информации (далее - ЭЦП).
Электронная форма товарной накладной
соответствует требованиям, перечисленным в п. 2 ст. 9 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ.
Между организацией и покупателями
заключаются соглашения об организации электронного взаимодействия, согласно
которым у организации и покупателей имеются совместимые технические средства и
возможности для приема и обработки документов с ЭЦП.
Исходя из положений п. 1 ст. 1
Федерального закона от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об электронной цифровой
подписи" электронная цифровая подпись в электронном документе признается
равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.
Правомерно ли для целей бухгалтерского
учета и налога на прибыль учитывать расходы и доходы, первичные учетные
документы по которым составлены в электронном виде и подписаны ЭЦП?
Какой существует порядок оформления
электронных документов на бумажном носителе в целях их представления по
требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством
РФ?
Необходимо ли заверять бумажную копию
электронного документа подписью ответственного лица и печатью организации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 26 августа 2011 г. N 03-03-06/1/521
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении электронной подписи
и по вопросам, относящимся к компетенции Департамента, сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами,
отчетом о выполненной работе в соответствии с договором).
Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты, установленные
п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
Первичные и сводные учетные документы
могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем
случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на
бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Отношения в области использования
электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании
государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и
муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий
регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной подписи".
Согласно ст. 6
Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме,
подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным
документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному
собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или
принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено
требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном
носителе.
Таким образом, документ, оформленный в
электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью
(электронной цифровой подписью), может являться документом, подтверждающим
расходы, осуществленные налогоплательщиком, в случаях, если федеральными
законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается требование
о составлении такого документа на бумажном носителе.
В соответствии со ст. 93 Налогового
кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые
у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам,
налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления
требования о представлении документов и порядок представления документов по
требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам
связи установлен Приказом ФНС России от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ "Об утверждении
Порядка направления требования о представлении документов (информации) и
порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в
электронном виде по телекоммуникационным каналам связи" (зарегистрирован в
Минюсте России 28.03.2011 N
20303).
Если истребуемый
у налогоплательщика документ составлен в электронном виде не по установленным
форматам, представление документа производится на бумажном носителе в виде
заверенной налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной
электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
26.08.2011