Вопрос: О порядке применения льготной ставки по налогу на прибыль в размере
5%, установленной пп. "а" п. 2 ст. 10
Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством
Республики Кипр об избежании двойного налогообложения
в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998, при налогообложении у
источника выплаты доходов в виде дивидендов, выплачиваемых российской
организацией кипрской организации.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 августа 2011 г. N 03-08-05
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос относительно
применения положений Соглашения между Правительством Российской Федерации и
Правительством Республики Кипр об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал от 05.12.1998 (далее -
Соглашение), позволяющих применять пониженную ставку налога на доходы в виде
дивидендов, выплачиваемых российской организацией своему кипрскому акционеру, и
сообщает.
Согласно пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения дивиденды,
выплачиваемые компанией, являющейся резидентом одного Договаривающегося
Государства, резиденту другого Договаривающегося Государства, могут облагаться
налогом в первом упомянутом Государстве в размере, не превышающем 5% от общей
суммы дивидендов, если лицо, имеющее фактическое право на дивиденды, прямо
вложило в капитал компании сумму, эквивалентную не менее 100 000 долл. США.
В соответствии с
согласованным российской и кипрской сторонами Меморандумом о взаимопонимании к
Соглашению от 11.07.2000 прямым вложением в капитал компании считается как
приобретение акций при первичной или последующих эмиссиях, так и покупка акций
через Фондовую биржу или непосредственно у предыдущего владельца акций. Критерий определения суммы, эквивалентной 100 000 долл. США,
установлен в этом же Протоколе и заключается в том, что стоимостью инвестиций
(вложения) является сумма, фактически уплаченная инвестором (вкладчиком) на
дату приобретения акций и не подлежащая последующему пересчету в связи с
колебаниями биржевого или валютного курса.
В Меморандуме о взаимопонимании к
Соглашению от 31.10.2001 данная позиция также подтверждена сторонами, однако с
оговоркой о том, что такого рода сделка (приобретение акций) должна быть
совершена на основе принципа "вытянутой руки". Под сделкой,
совершенной на основе принципа "вытянутой руки", понимается сделка по
приобретению акций компании при соблюдении принципа использования рыночных цен
между независимыми участниками при аналогичных сделках и на аналогичных
условиях.
Учитывая вышеизложенное, применение
льготной ставки налога в размере 5%, установленной пп.
"а" п. 2 ст. 10 Соглашения, возможно, если на дату выплаты дивидендов
вложение кипрского участника в капитал российской организации соответствует
условиям пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения.
В случае если на дату выплаты дивидендов
доля участия кипрского резидента в капитале российской компании уменьшилась в
результате отчуждения данным резидентом Кипра части акций (долей) российской
организации, выплачивающей дивиденды, и составляет сумму менее 100 000 долл.
США, льготная ставка налога в размере 5% не применяется.
В качестве документов, подтверждающих
взнос в капитал российской компании, выплачивающей дивиденды, могут
рассматриваться копии договоров купли-продажи акций (долей) такой российской
компании и копии документов, подтверждающих оплату по договорам (копии выписок
банка либо платежных поручений либо подтверждение депозитарно-клиринговой компании о произведенных расчетах).
Поскольку представление таких документов налоговому агенту получателем дивидендов
необходимо для подтверждения права на применение положений Соглашения, данные
документы должны содержать актуальную и достоверную информацию на дату
применения пп. "а" п. 2 ст. 10 Соглашения,
устанавливающего льготную ставку налога в размере 5%.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
30.08.2011