Вопрос:
Организация (ОАО) заключила валютно-процентный СВОП в 2008 г., дата прекращения
которого наступает в 2011 г. СВОП квалифицируется как финансовый инструмент
срочной сделки (далее - ФИСС) и заключен с целью уменьшения возможных
неблагоприятных для ОАО последствий при исполнении обязательств по кредиту.
Согласно п. 2 ст.
13 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ при определении налоговой базы по
налогу на прибыль организаций по операциям с ФИСС, заключенным до 1 июля 2009
г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г., применяются положения
гл. 25 НК РФ, в том числе в части переоценки, действовавшие в 2009 г.
Из буквального содержания данной нормы
следует, что она применяется в отношении всех операций с ФИСС и касается
действия норм НК РФ, регулирующих порядок определения налоговой базы по
операциям с ФИСС (за исключением учета убытков).
Согласно п. 16 ст. 274 НК РФ особенности
определения налоговой базы по операциям с ФИСС устанавливаются с учетом
положений ст. ст. 301 - 305 НК РФ.
Следовательно, в
соответствии с п. 2 ст. 13 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ при
определении фактической цены для целей налогообложения ФИСС, не обращающихся на
организованном рынке, заключенных до 1 июля 2009 г. и дата завершения которых
наступает после 01.01.2010, порядок, установленный п. 2 ст. 305 НК РФ, в
редакции, действующей с 01.01.2010, не применяется.
Пунктом 2 ст. 305 НК РФ в редакции,
действовавшей в 2009 г., установлена обязанность определять расчетную цену
ФИСС, не обращающихся на организованном рынке, в случае отсутствия информации о
результатах торгов по аналогичным (однородным) ФИСС.
При этом расчетная цена определяется налогоплательщиком самостоятельно с учетом
конкретных условий заключенной срочной сделки, особенностей обращения и цены
базисного актива, уровня процентных ставок на денежные средства в
соответствующей валюте и иных показателей, информация о которых может служить
основанием для такого расчета.
Правомерно ли для целей исчисления налога
на прибыль проводить оценку ФИСС, заключенной в 2008 г., дата завершения которого наступает в 2011 г., в порядке,
определенном ст. 305 НК РФ в редакции, действовавшей в 2009 г.?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 августа 2011 г. N 03-03-06/1/537
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогообложения прибыли
организаций по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок и сообщает
следующее.
В соответствии с п.
2 ст. 13 Федерального закона от 25.11.2009 N 281-ФЗ "О внесении изменений
в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные
законодательные акты Российской Федерации" при определении налоговой базы
по налогу на прибыль организаций по операциям с финансовыми инструментами
срочных сделок, заключенных до 1 июля 2009 г., дата завершения которых
наступает с 1 января 2010 г.,
применяются положения гл. 25 части второй Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - НК РФ), в том числе в части переоценки, действовавшие в 2009
г. Убытки по таким сделкам признаются после завершения сделки с 1 января 2010
г. в порядке, установленном НК РФ (в редакции указанного Федерального закона).
Учитывая изложенное,
убытки по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, заключенных до
1 июля 2009 г., дата завершения которых наступает с 1 января 2010 г., в том
числе образовавшиеся в результате переоценки требований (обязательств),
учитываются для целей налогообложения прибыли организаций после завершения
сделки в порядке, установленном НК РФ. При этом до завершения сделки
отрицательная переоценка по указанным сделкам учитывается профессиональными
участниками рынка ценных бумаг, осуществляющими дилерскую деятельность, по
итогам отчетного (налогового) периода в пределах доходов, полученных по таким
операциям.
Одновременно сообщаем, что позиция
Департамента по вопросу о порядке учета убытков, полученных по операциям с
финансовыми инструментами срочных сделок, заключенных до 1 июля 2009 г.,
изложена в Письме от 21.09.2010 N 03-03-05/203.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
31.08.2011