Вопрос: ООО в
процессе осуществления своей производственной деятельности привлекает в
соответствии с действующим миграционным и трудовым законодательством в качестве
работников иностранных граждан. На момент оформления трудового договора
иностранные граждане не являлись налоговыми резидентами РФ, в связи с чем ООО в качестве налогового агента удерживало и
перечисляло НДФЛ по ставке 30%.
С момента своего трудоустройства в
августе 2010 г. иностранные граждане находились на территории РФ менее 183 дней
в текущем налоговом периоде. В начале января 2011 г. налоговый статус
иностранных граждан поменялся с нерезидента РФ на резидента РФ, в связи с этим
ООО - налоговый агент начало удерживать и перечислять НДФЛ по ставке 13%.
Вправе ли указанные иностранные граждане
в 2011 г. произвести возврат сумм НДФЛ, излишне удержанных ООО как налоговым
агентом в 2010 г.?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 сентября 2011 г. N 03-04-06/6-204
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу возврата сумм
удержанного налога на доходы физических лиц в связи с изменением налогового
статуса сотрудника организации и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено,
что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица,
фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в
течение 12 следующих подряд месяцев.
Для определения налогового статуса физического
лица на дату выплаты дохода следует учитывать любой непрерывный 12-месячный
период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде (календарном году) и
продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном году).
По итогам налогового периода определяется
окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его
нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.
Налоговый статус физического лица,
определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от
времени нахождения физического лица в Российской Федерации в следующем
налоговом периоде.
Если по итогам налогового периода 2010 г.
сотрудник организации не приобрел статус налогового резидента (находился в
Российской Федерации менее 183 дней), перерасчет сумм налога на доходы
физических лиц, удержанных налоговым агентом в 2010 г. по ставке 30 процентов,
не производится.
В случае если в 2011 г. сотрудник
организации на дату выплаты дохода будет признаваться налоговым резидентом
Российской Федерации, соответствующие суммы доходов, полученные им от
налогового агента, подлежат налогообложению по ставке 13 процентов.
Если в течение
налогового периода 2011 г. сотрудник организации приобрел статус налогового
резидента и этот его статус больше не может измениться в налоговом периоде (то
есть физическое лицо находится в Российской Федерации более 183 дней в текущем
налоговом периоде), следует произвести перерасчет сумм налога на доходы
физических лиц с начала налогового периода, в котором произошло изменение его
налогового статуса (с 1
января 2011 г.).
В таких случаях
налоговым агентам следует руководствоваться положениями п. 3 ст. 226 Кодекса,
согласно которым исчисление сумм налога производится налоговыми агентами
нарастающим итогом с начала налогового периода по итогам каждого месяца
применительно ко всем доходам, в отношении которых применяется налоговая
ставка, установленная п. 1 ст. 224 Кодекса, начисленным налогоплательщику за
данный период, с зачетом удержанной в предыдущие месяцы текущего налогового периода суммы налога.
Таким образом,
начиная с месяца, в котором число дней пребывания сотрудника организации в
Российской Федерации в текущем налоговом периоде превысило 183 дня, суммы
налога, удержанные налоговым агентом с его доходов до получения им статуса
налогового резидента по ставке 30 процентов, подлежат зачету при определении
налоговой базы нарастающим итогом по суммам доходов налогоплательщика, включая
доходы, с которых налог удерживался по ставке 30 процентов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.09.2011