Вопрос: Физическое лицо в связи с приобретением жилья получало
имущественный налоговый вычет по НДФЛ в обособленном подразделении
организации-работодателя на основании выданного налоговым органом уведомления,
подтверждающего право на получение вычета у данной организации-работодателя
(налогового агента), форма которого утверждена Приказом ФНС России от
25.12.2009 N ММ-7-3/714@. В уведомлении указан КПП обособленного подразделения
организации, в котором физическое лицо фактически работало на момент обращения
в налоговый орган за его получением. В середине календарного года физическое
лицо перешло на работу в головную организацию работодателя по новому адресу.
С учетом положений ст. 20 ТК РФ и п. п. 1
и 7 ст. 226 НК РФ к работодателям следует относить головные российские
организации. Обособленные подразделения таких организаций ни работодателями, ни
налоговыми агентами не являются.
Так как указанное уведомление адресуется
самой организации, оно может быть использовано в течение соответствующего
налогового периода в целях предоставления работнику имущественного налогового
вычета независимо от конкретного места его фактической работы (как в головной
организации, так и в любом из обособленных подразделений).
В уведомлении о подтверждении права
налогоплательщика на имущественный налоговый вычет должны быть указаны ИНН и
КПП организации.
Как в данном случае должно быть оформлено
выданное налоговым органом уведомление? В частности, указывается ли в нем КПП
головного офиса организации или КПП обособленного подразделения, в котором
работник фактически работал на дату обращения за получением такого уведомления?
Имеет ли право организация в случае
перевода работника между обособленными подразделениями в течение календарного
года продолжить предоставление имущественного налогового вычета по НДФЛ на
основании уведомления, несмотря на то что в нем указан
КПП обособленного подразделения, в котором работник уже фактически не работает?
Каким образом необходимо обеспечить
хранение оригинала уведомления? Является ли допустимым
хранить заверенную копию уведомления в обособленном подразделении организации,
где ранее работал работник, для целей представления/предъявления по запросу
налогового органа, а оригинал уведомления передавать на хранение в то
обособленное подразделение (головной офис) организации, в котором работник
работает на момент выплаты заработной платы и которое фактически осуществляет
такую выплату?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 сентября 2011 г. N 03-04-06/4-209
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел письмо ОАО и в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно положениям
п. 3 ст. 220 Кодекса имущественный налоговый вычет, предусмотренный пп. 2 п. 1 данной статьи, может быть предоставлен
налогоплательщику до окончания налогового периода при его обращении к
работодателю (налоговому агенту) при условии подтверждения права
налогоплательщика на имущественный налоговый вычет налоговым органом по форме,
утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по
контролю и надзору в области налогов и сборов.
Форма уведомления о подтверждении права
налогоплательщика на имущественный налоговый вычет утверждена Приказом ФНС
России от 25.12.2009 N ММ-7-3/714@ "О форме уведомления"
(зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2010 (регистрационный номер 16186)).
В форме уведомления о подтверждении права
налогоплательщика на имущественный налоговый вычет предусмотрено, что оно
выдается налогоплательщику для предоставления работодателю (налоговому агенту)
и в нем указываются ИНН, КПП, наименование организации.
Согласно ст. 20 Трудового кодекса
Российской Федерации работодатель - это физическое лицо либо юридическое лицо
(организация), вступившее в трудовые отношения с работником.
Обособленные подразделения организаций не
являются юридическими лицами (организациями).
Учитывая вышеизложенное, уведомление о
подтверждении права налогоплательщика на имущественный налоговый вычет может
быть использовано в течение соответствующего налогового периода независимо от
конкретного места трудовой деятельности работника (как в головной организации,
так и в любом из ее обособленных подразделений).
Подпунктом 8 п. 1 ст. 23 Кодекса
предусмотрено, что налогоплательщики обязаны в течение четырех лет обеспечивать
сохранность документов, подтверждающих уплату (удержание) налогов.
Таким образом, организация должна
обеспечивать сохранность представленных ей налогоплательщиками оригиналов
уведомлений о подтверждении права на имущественный налоговый вычет в течение
четырех лет.
Порядок хранения таких уведомлений
определяется организацией самостоятельно. При этом должно быть обеспечено
надлежащее выполнение обязанности налогового агента по их представлению
налоговому органу в рамках осуществления им контроля за
правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.09.2011