Вопрос: ООО
осуществляет оптовую торговлю импортными товарами и применяет УСН (объект
налогообложения - доходы, уменьшенные на величину расходов). Экспедирование и
доставка покупных товаров осуществляются на основании договора с транспортной
компанией, которая в дальнейшем выставляет счета и акты за оказанные услуги.
Транспортные и экспедиционные расходы
входят в состав материальных расходов на основании пп.
6 п. 1 ст. 254 НК РФ. Согласно пп. 1 п. 2 ст. 346.17
НК РФ материальные расходы списываются в момент погашения задолженности перед
поставщиком услуг. В то же время согласно пп. 2 п. 2
ст. 346.17 НК РФ расходы, связанные с реализацией покупных товаров, учитываются
в составе расходов после оплаты таких услуг. Однако в этом пункте не указан
порядок признания расходов, связанных с приобретением товаров.
Вправе ли организация включать в расходы
при исчислении налога по УСН расходы, связанные с приобретением товара, в
момент оплаты таких расходов поставщику услуг, не
дожидаясь реализации товара?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 сентября 2011 г. N 03-11-06/2/124
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросам определения расходов
при применении упрощенной системы налогообложения и сообщает следующее.
Налогоплательщики, применяющие упрощенную
систему налогообложения, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы,
уменьшенные на величину расходов, при определении налоговой базы учитывают
расходы, предусмотренные п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса Российской
Федерации (далее - Кодекс), при условии их соответствия критериям, указанным в
п. 1 ст. 252 Кодекса.
В соответствии с пп.
5 п. 1 ст. 346.16 Кодекса в перечне расходов, учитываемых в целях
налогообложения, предусмотрены материальные расходы, определяемые в
соответствии с порядком, предусмотренным для исчисления налога на прибыль
организаций ст. 254 Кодекса.
Согласно пп. 6
п. 1 ст. 254 Кодекса к материальным расходам относятся, в частности, расходы на
приобретение работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними
организациями или индивидуальными предпринимателями, а также на выполнение этих
работ (оказание услуг) структурными подразделениями налогоплательщика.
К работам (услугам)
производственного характера также относятся транспортные услуги сторонних
организаций (включая индивидуальных предпринимателей) и (или) структурных
подразделений самого налогоплательщика по перевозкам грузов внутри организации,
в частности перемещение сырья (материалов), инструментов, деталей, заготовок,
других видов грузов с базисного (центрального) склада в цеха (отделения) и
доставка готовой продукции в соответствии с условиями договоров (контрактов).
Таким образом, при исчислении налоговой
базы в целях применения упрощенной системы налогообложения транспортно-экспедиционные
расходы, включая транспортные расходы, связанные с доставкой товара на склад
покупателю, учитываются в составе материальных расходов.
При этом на основании п. 2 ст. 346.17
Кодекса расходы принимаются налогоплательщиками к учету после их фактической
оплаты. Так, материальные расходы учитываются в момент погашения задолженности
путем списания денежных средств с расчетного счета
налогоплательщика, выплаты из кассы, а при ином способе погашения задолженности
- в момент такого погашения.
Кроме того, расходы по транспортировке
товаров, приобретенных налогоплательщиком для дальнейшей реализации, могут быть
учтены в составе расходов на основании пп. 23 п. 1
ст. 346.16 Кодекса.
В соответствии с пп.
2 п. 2 ст. 346.17 Кодекса расходы, непосредственно связанные с реализацией
указанных товаров, в том числе расходы по их хранению, обслуживанию и
транспортировке, учитываются в составе расходов после их фактической оплаты.
Учитывая вышеизложенное,
расходы налогоплательщика по транспортировке товаров, которые предназначены для
дальнейшей перепродажи, учитываются после фактической оплаты транспортных
услуг.
При этом необходимо иметь в виду, что
если некоторые затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к
нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить,
к какой именно группе он отнесет такие затраты (п. 4 ст. 252 Кодекса).
Вместе с этим сообщаем, что согласно п.
11.4 Регламента Минфина России, утвержденного Приказом Минфина России от
23.03.2005 N 45н, обращения по проведению экспертизы договоров, учредительных и
иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных ситуаций в
Департаменте не рассматриваются.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
08.09.2011