Вопрос: ЗАО
начислило дивиденды за 2010 г. ОАО, владеющему 50% акций ЗАО.
С августа 1996 г. 50% акций ЗАО
принадлежало ФГУП. В марте 2011 г. ФГУП реорганизовано в ОАО. При этом
собственником ОАО по-прежнему является государство в лице территориального
управления РФФИ (100% акций).
В соответствии с п. 5 ст. 58 и п. 2 ст.
218 ГК РФ при изменении организационно-правовой формы предприятия к
правопреемнику переходят права и обязанности, а также право собственности на
имущество (в том числе и на вклад в уставный капитал). Ранее
ФАС отметил, что согласно положениям п. 5 ст. 58 ГК РФ и п. 2 ст. 50 НК РФ при
реорганизации юридических лиц происходит универсальное правопреемство, в силу
которого к вновь возникшему юридическому лицу переходит весь комплекс прав и
обязанностей в полном объеме, в том числе оно пользуется всеми правами (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ), связанными с
налогообложением реорганизованного юридического лица (Постановление ФАС
Северо-Западного округа от 11.02.2009 по делу N А21-7356/2007).
В соответствии с пп.
1 п. 3 ст. 284 НК РФ применение нулевой ставки по налогу на прибыль по
дивидендам, получаемым российской организацией, возможно при условии владения на менее 50% уставного капитала в течение длительного
периода (более 365 календарных дней). В п. 3 ст. 284 НК РФ сказано, что
документами, подтверждающими право на применение нулевой ставки, могут являться
решения о реорганизации в форме преобразования и передаточные акты.
В связи с тем
что ЗАО в данной ситуации является налоговым агентом, ОАО представило ему
письмо о необходимости применения при выплате ему дивидендов льготной ставки
(0%), предусмотренной пп. 1 п. 3 ст. 284 НК РФ, и
копию передаточного акта на акции ЗАО.
Вправе ли ЗАО в данном случае применить
при выплате дивидендов реорганизованному юридическому лицу льготную ставку (0%)
по налогу на прибыль, предусмотренную пп. 1 п. 3 ст.
284 НК РФ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/547
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу налогообложения
дивидендов, выплачиваемых реорганизованному в форме преобразования юридическому
лицу, и сообщает следующее.
В соответствии со
ст. 275 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для
налогоплательщиков, не указанных в п. 3 ст. 275 Кодекса, по доходам в виде
дивидендов, за исключением указанных в п. 1 ст. 275 Кодекса доходов, налоговая
база по доходам, полученным от долевого участия в других организациях,
определяется налоговым агентом с учетом особенностей, установленных п. 2 ст.
275 Кодекса.
Если источником дохода налогоплательщика
является российская организация, указанная организация признается налоговым
агентом и определяет сумму налога с учетом положений п. 2 ст. 275 Кодекса.
Пунктом 3 ст. 284
Кодекса установлено, что к налоговой базе, определяемой по доходам, полученным
в виде дивидендов, применяется налоговая ставка 0 процентов - по доходам,
полученным российскими организациями в виде дивидендов при условии, что на день
принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в
течение не менее 365 календарных дней непрерывно владеет на праве собственности
не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в
уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или
депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме,
соответствующей не менее 50 процентам общей суммы выплачиваемых организацией
дивидендов.
В соответствии с п.
2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 N 368-ФЗ "О внесении изменений в
часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и Федеральный закон
"О внесении изменений в главы 23 и 25 части второй Налогового кодекса
Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений
Федерального закона "О внесении изменений в часть первую, часть вторую
Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской
Федерации" и признании утратившими силу отдельных положений
законодательных актов Российской Федерации" указанные положения п. 3 ст.
284 Кодекса применяются с 1 января 2011 г. и распространяются на правоотношения
по налогообложению налогом на прибыль организаций доходов в виде дивидендов,
начисленных по результатам деятельности организаций за 2010 г. и последующие
периоды.
Для подтверждения права на применение
налоговой ставки в размере 0 процентов налогоплательщики обязаны, в частности,
представить в налоговые органы документы, содержащие сведения о дате (датах)
приобретения (получения) права собственности на вклад (долю) в уставном
(складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации, решения о
реорганизации в форме преобразования, передаточные акты.
Согласно п. 5 ст. 58 и п. 2 ст. 218
Гражданского кодекса Российской Федерации при изменении организационно-правовой
формы юридического лица к вновь возникшему юридическому лицу переходят права и
обязанности реорганизованного юридического лица в соответствии с передаточным
актом, а также право собственности на принадлежавшее ему имущество.
Таким образом, в
случае если российская организация в 2011 г. выплачивает дивиденды, начисленные
по результатам деятельности за 2010 г., другой российской организации,
являющейся правопреемником организации вследствие преобразования (изменения
организационно-правовой формы), и на день принятия решения о выплате дивидендов
соблюдается условие о непрерывном владении в течение не менее 365 календарных
дней на праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале (фонде)
выплачивающей дивиденды организации, применяется ставка налога в размере 0
процентов.
Указанный 365-дневный период включает
период владения указанным размером вклада (доли) как преобразованной
организацией, так и ее правопреемником.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
12.09.2011