Вопрос: В Письме
Минфина России от 04.07.2011 N 03-04-05/7-478 приведены общие положения ст. 40
НК РФ и не дано их толкование.
Какой механизм определения рыночной цены
земельного участка должен использовать налоговый орган при определении цены
земельного участка для целей исчисления НДФЛ в отношении доходов от его
продажи, если сделка (условия сделки) не подпадает ни под один из случаев,
перечисленных в п. 2 ст. 40 НК РФ?
Вправе ли налоговый орган признать
рыночной стоимостью земельного участка стоимость, указанную в кадастровом
паспорте?
Обязан ли налоговый орган считать цену,
указанную в договоре купли-продажи земельного участка, рыночной ценой
земельного участка, если цена будет указана по итогам проведения независимой
оценки?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 сентября 2011 г. N 03-02-08/94
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросам о налогообложении
доходов, полученных от продажи земельного участка, и в дополнение к Письму
Департамента от 04.07.2011 N 03-04-05/7-478 сообщается следующее.
Согласно п. 3 ст.
210 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) для доходов, в
отношении которых предусмотрена налоговая ставка, установленная п. 1 ст. 224
Кодекса, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов,
подлежащих налогообложению, с учетом особенностей, предусмотренных гл. 23 Кодекса.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 228 Кодекса налог на доходы физических лиц
исчисляется и уплачивается физическими лицами в порядке, установленном ст. 225
Кодекса, исходя из сумм, полученных от продажи имущества, принадлежащего этим
лицам на праве собственности, и имущественных прав (за исключением случаев,
предусмотренных п. 17.1 ст. 217 Кодекса, когда такие доходы не подлежат
налогообложению).
Данной статьей Кодекса не предусмотрено,
что налоговая база по налогу на доходы физических лиц исчисляется с учетом
рыночных цен, определяемых в соответствии с п. п. 4 - 11 ст. 40 Кодекса.
Рыночная цена определяется с учетом положений, предусмотренных данными
пунктами, в случаях, указанных в п. п. 2 и 3 ст. 40 Кодекса.
Кодексом не предусмотрена обязанность
налоговых органов определять рыночную цену земельных участков на основе
рыночной или иной стоимости объекта оценки, указанной в отчете оценщика,
составленном в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ
"Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
По общему правилу согласно п. 1 ст. 40
Кодекса для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг,
указанная сторонами сделки. Пока не доказано обратное, предполагается, что эта
цена соответствует уровню рыночных цен.
При наличии затруднений
при определении налоговой базы и исчислении налога на доходы физических лиц
налогоплательщики вправе получать по месту своего учета от налоговых органов
бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и
сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним
нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов (пп. 1 п. 1 ст. 21
Кодекса). На основании пп. 4 п. 1 ст. 32 Кодекса
налоговые органы обязаны бесплатно предоставлять налогоплательщикам указанную
информацию.
Кроме того, сообщается, что в Минфине
России не рассматриваются вопросы правоприменительной практики.
Порядок обжалования актов налоговых
органов, действий или бездействия их должностных лиц установлен гл. 19 Кодекса.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
12.09.2011