Вопрос: ОАО
применяет УСН.
В силу п. 3 ст. 4 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ организации, перешедшие на УСН, освобождаются от
обязанности ведения бухгалтерского учета, кроме ведения учета основных средств
и нематериальных активов.
В соответствии с пп.
5 п. 1 ст. 23 НК РФ установлена обязанность налогоплательщика представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую
отчетность, за исключением случаев, когда организации, в соответствии с
Федеральным законом N 129-ФЗ, не обязаны вести бухгалтерский учет или
освобождены от ведения бухгалтерского учета.
ФНС России в Письме
от 15.07.2009 N ШС-22-3/566@ также отмечает, что организации, применяющие УСН,
не обязаны представлять бухгалтерскую отчетность в налоговые органы и,
следовательно, налоговые органы не вправе привлекать эти организации к
налоговой и административной ответственности, установленной п. 1 ст. 126 НК РФ
и ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ.
В Постановлении ФАС Московского округа от
02.09.2009 N КА-А41/8622-09 говорится, что оштрафовать можно только за
непредставление документов, предусмотренных НК РФ, а не законодательством о
бухгалтерском учете.
Таким образом, бухгалтерское и налоговое
законодательство освобождает налогоплательщиков УСН от представления в
налоговые органы бухгалтерской отчетности.
Согласно требованиям п. 1 ст. 97 ГК РФ, а
также положений ст. 88 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об
акционерных обществах" ОАО обязано составлять бухгалтерскую отчетность.
Обязано ли ОАО, применяющее
УСН, вести и представлять в налоговые органы бухгалтерскую отчетность?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 сентября 2011 г. N 03-11-06/2/127
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу представления
бухгалтерской отчетности налогоплательщиками - открытыми акционерными
обществами, применяющими упрощенную систему налогообложения, сообщает
следующее.
Статьей 4 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что
организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, освобождаются от
обязанности ведения бухгалтерского учета. Вышеназванные организации,
применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет доходов и расходов в
порядке, установленном гл. 26.2 Налогового кодекса Российской Федерации. При
этом организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, ведут учет
основных средств и нематериальных активов в порядке, предусмотренном
законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.
Вместе с тем относительно представления
бухгалтерской отчетности хозяйственными обществами полагаем необходимым
отметить следующее.
Нормы законодательства об акционерных
обществах (ст. 97 Гражданского кодекса Российской Федерации, ст. 88
Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ "Об акционерных
обществах") обязывают акционерное общество вести бухгалтерский учет и
составлять бухгалтерскую отчетность, ежегодно публиковать для всеобщего
сведения годовой отчет, бухгалтерский баланс, счет прибылей и убытков. В
соответствии со ст. ст. 48 и 52 Федерального закона от 26.12.1995 N 208-ФЗ
годовая бухгалтерская отчетность, включая заключение аудитора, относится к
информации (материалам), подлежащей обязательному утверждению на общем годовом
собрании акционеров и предоставляемой лицам, имеющим право на участие в общем
собрании акционеров.
Учитывая
изложенное, акционерные общества, перешедшие на применение упрощенной системы
налогообложения, согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации и
Федеральному закону от 26.12.1995 N 208-ФЗ, по нашему мнению, обязаны вести
бухгалтерский учет и представлять бухгалтерскую отчетность в общеустановленном
порядке.
Одновременно отмечаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.09.2011