Вопрос: ООО
осуществляет деятельность по приему платежей физических лиц.
ООО заключает со своими клиентами
агентские договоры на прием платежей физических лиц в письменной форме на
бумажном носителе.
В настоящее время ООО имеет намерение
оформлять дополнительные соглашения к данным договорам, а также акты
сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг) путем их составления в
электронном виде с применением электронной цифровой подписи.
Согласно п. 2 ст. 160 ГК РФ использование
при совершении сделок электронной подписи либо иного аналога собственноручной
подписи допускается в случаях и в порядке, предусмотренных законом, иными
правовыми актами или соглашением сторон.
Согласно ст. 9 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" хозяйственные операции,
проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами,
служащими первичными учетными документами, на основании которых ведется
бухгалтерский учет. Первичные учетные документы принимаются к учету, если они
составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных форм первичной
учетной документации, а документы, форма которых не предусмотрена в этих
альбомах, должны содержать обязательные реквизиты согласно п. 2 ст. 9 Федерального
закона "О бухгалтерском учете". Одним из обязательных реквизитов
таких документов является личная подпись должностного лица, ответственного за
хозяйственную операцию и правильность ее оформления.
В апреле этого года был принят и вступил
в действие Федеральный закон N 63-ФЗ "Об электронной подписи",
пришедший на смену ныне действующему Федеральному закону от 10.01.2002 N 1-ФЗ
"Об электронной цифровой подписи".
Указанный Федеральный закон N 63-ФЗ
предусматривает такой вид электронной подписи, как квалифицированная
электронная подпись.
При этом согласно
ст. ст. 19, 20 Федерального закона N 63-ФЗ сертификаты ключей подписей,
выданные в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2002 N 1-ФЗ "Об
электронной цифровой подписи", признаются квалифицированными сертификатами
в соответствии с Федеральным законом N 63-ФЗ, а электронный документ,
подписанный электронной цифровой подписью до 1 июля 2012 г., признается
электронным документом, подписанным квалифицированной электронной подписью.
В свою очередь, согласно
п. 1 ст. 6 Федерального закона N 63-ФЗ информация в электронной форме,
подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным
документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному
собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или
принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено
требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном
носителе.
Вправе ли организация-налогоплательщик
принимать к бухгалтерскому и налоговому учету дополнительные соглашения к
агентскому договору на прием платежей, а также первичные учетные документы, в
том числе акты сдачи-приемки выполненных работ (оказанных услуг), оформленные
путем их составления в электронном виде с применением электронной цифровой
подписи?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 13 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-325
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено обращение по вопросу о принятии к
бухгалтерскому и налоговому учету гражданско-правовых договоров и первичных
учетных документов, оформленных в электронном виде с применением электронной
цифровой подписи, и сообщается следующее.
Пунктом 7 ст. 9 Федерального закона от
21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" установлено, что все
первичные и сводные учетные документы могут составляться на бумажных и машинных
носителях информации. В последнем случае организация обязана изготовлять за
свой счет копии таких документов на бумажных носителях для других участников
хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль
в соответствии с законодательством Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Отношения в области использования
электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании
государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и
муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий
регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной
подписи".
В соответствии с ч.
1 ст. 6 Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной
форме, подписанная квалифицированной электронной подписью, признается
электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе,
подписанному собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными
законами или принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами
установлено требование о необходимости составления документа исключительно на
бумажном носителе.
Полагаем, что документ, оформленный в
электронном виде и подписанный квалифицированной электронной подписью
(электронной цифровой подписью), может приниматься к бухгалтерскому и (или)
налоговому учету, если это не нарушает требования, указанного в ч. 1 ст. 6
Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ.
В соответствии с п. 2 ст. 93 Налогового
кодекса Российской Федерации в случае, если истребуемые
у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным
форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном
виде по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о
представлении документов (информации) и порядок представления документов
(информации) по требованию налогового органа в электронном виде по
телекоммуникационным каналам связи утвержден Приказом ФНС России от 17.02.2011
N ММВ-7-2/168@ (зарегистрирован Минюстом России 28.03.2011 N 20303).
Если истребуемый у налогоплательщика документ составлен в
электронном виде не по установленным форматам, представление документа в
налоговые органы производится на бумажном носителе в виде заверенной
налогоплательщиком копии с отметкой о подписании документа квалифицированной
электронной подписью (электронной цифровой подписью).
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
13.09.2011