Вопрос: В
соответствии с п. 1 ст. 5 НК РФ акты законодательства о налогах вступают в силу
не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и
не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.
Согласно п. 2 ст. 5 НК РФ акты
законодательства о налогах, устанавливающие новые налоги, повышающие налоговые
ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение
законодательства о налогах, устанавливающие новые обязанности или иным образом
ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Вместе с тем в ряде случаев в актах
законодательства о налогах устанавливается особый порядок вступления таких
актов в силу, который распространяет действие этих законодательных актов на
правоотношения, возникшие до введения их в действие.
Правомерно ли
мнение, что положения ст. 5 НК РФ имеют приоритет перед актами законодательства
о налогах, в которых указывается на порядок вступления соответствующих актов в
действие, и что в том случае, если в акте законодательства о налогах установлен
порядок его вступления в действие, противоречащий ст. 5 НК РФ, применению
подлежит ст. 5 НК РФ?
Правомерно ли мнение, что не подлежат
применению положения акта законодательства о налогах, которые распространяют
действие этого акта на отношения, возникшие до его принятия, в случае если этот
законодательный акт ухудшает положение налогоплательщика?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 14 сентября 2011 г. N 03-02-07/1-326
В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрено письмо о порядке применения ст. 5 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) и сообщается следующее.
Статья 5 Кодекса определяет действие
актов законодательства о налогах и сборах во времени.
По общему правилу акты законодательства о
налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их
официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода
по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных указанной
статьей.
При этом абз. 4
п. 1 ст. 5 Кодекса установлено, что только акты законодательства о налогах и
сборах, указанные в п. п. 3 и 4 данной статьи, могут вступать в силу со дня их
официального опубликования, если прямо предусматривают это.
В силу п. 2 ст. 5
Кодекса акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги
и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или
отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах,
устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение
налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений,
регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
Федеральные законы о налогах и сборах,
законы о налогах субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты
муниципальных образований о местных налогах и сборах должны приниматься в
соответствии с Кодексом.
Нормативные правовые акты о налогах и
сборах признаются не соответствующими Кодексу при наличии хотя бы одного из
обстоятельств, предусмотренных п. 1 ст. 6 Кодекса.
Согласно п. 3 ст. 6 Кодекса признание
нормативного правового акта не соответствующим Кодексу осуществляется в
судебном порядке, если иное не предусмотрено Кодексом. Правительство Российской
Федерации, а также иной орган исполнительной власти или исполнительный орган
местного самоуправления, принявшие указанный акт, либо их вышестоящие органы
вправе до судебного рассмотрения отменить этот акт или внести в него
необходимые изменения.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
14.09.2011