Вопрос: В процессе
своей уставной деятельности фонд получает пожертвования в рублях. Данные
пожертвования соответствуют критериям, указанным в п. 2 ст. 251 НК РФ, и
учитываются при исчислении налога на прибыль как целевые поступления.
За счет средств целевых поступлений фонд
приобретает иностранную валюту для осуществления платежей иностранным
организациям в иностранной валюте. Также фонд осуществляет платежи российским
организациям в рублях по обязательствам, выраженным в иностранной валюте.
Данные платежи отвечают целевому назначению полученных средств и не относятся к
расходам для целей налогообложения. Фонд ведет раздельный учет доходов и
расходов по средствам целевых поступлений в соответствии с п. 2 ст. 251 НК РФ.
При этом при приобретении иностранной
валюты для осуществления платежей по договорам, заключенным в рамках уставной
деятельности, возникают положительные и отрицательные курсовые разницы (включая
прибыль и убыток от покупки валюты и непосредственно переоценку остатков по
валютным счетам до момента их списания иностранной валюты в оплату). Также при
переоценке обязательств по договорам, заключенным в рамках основной уставной
деятельности в иностранной валюте, на дату оплаты или на последнюю дату месяца
возникают курсовые и суммовые разницы.
Фонд не учитывает положительные и
отрицательные курсовые и суммовые разницы по указанным операциям при
определении налоговой базы по налогу на прибыль, поскольку курсовые и суммовые
разницы непосредственно связаны с использованием пожертвований по целевому
назначению. Положительные и отрицательные курсовые разницы лишь оказывают
влияние на размер оплаты, то есть определяют величину расходов, и вследствие
этого не должны признаваться доходами и расходами для целей налогообложения
прибыли.
Необходимо ли при осуществлении расходов
за счет средств целевых поступлений учитывать для целей исчисления налога на
прибыль положительные и отрицательные курсовые разницы, возникающие при
переоценке обязательств в иностранной валюте, а также при переоценке
обязательств, выраженных в иностранной валюте, но подлежащих погашению в
рублях?
В целях сохранения от инфляции временно
не используемых средств целевых поступлений фонд приобретает иностранную валюту
и либо размещает ее на депозитах, либо приобретает ценные бумаги уполномоченных
банков в иностранной валюте.
При этом при приобретении иностранной
валюты, а также при ее последующей переоценке возникают положительные и
отрицательные курсовые разницы (включая прибыль и убыток от покупки иностранной
валюты). Кроме того, на счета фонда зачисляются денежные средства в виде
процентов по депозитам и ценным бумагам в иностранной валюте, в результате
переоценки которых также образуются курсовые разницы.
В данном случае курсовые разницы прямо не
относятся к средствам целевого финансирования и являются внереализационными
доходами (расходами), учитываемыми при исчислении налога на прибыль (п. п. 2 и
11 ст. 250 НК РФ, пп. 5 и 6 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Исходя из изложенного, фонд включает
рассматриваемые положительные и отрицательные курсовые разницы (в том числе
прибыль или убыток от купли-продажи иностранной валюты) в состав
внереализационных доходов и расходов для целей налогообложения.
Правомерно ли учитывать для целей
исчисления налога на прибыль положительные и отрицательные курсовые разницы,
возникающие при покупке и переоценке иностранной валюты (включая полученные
проценты) с целью сохранения временно не используемых средств целевых
поступлений?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 сентября 2011 г. N 03-03-06/4/104
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письма по вопросам учета в целях
налогообложения прибыли некоммерческой организации курсовых разниц, возникающих
при использовании целевых поступлений, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при определении налоговой базы не
учитываются целевые поступления (за исключением целевых поступлений в виде
подакцизных товаров). К ним относятся целевые поступления на
содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности,
поступившие безвозмездно на основании решений органов государственной власти и
органов местного самоуправления и решений органов управления государственных
внебюджетных фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или)
физических лиц, использованные указанными получателями по назначению.
При этом налогоплательщики - получатели
указанных целевых поступлений обязаны вести раздельный учет доходов (расходов),
полученных (понесенных) в рамках целевых поступлений.
Таким образом, при условии раздельного
учета, а также целевого использования средств, поименованных в п. 2 ст. 251
Кодекса, доходы и расходы, полученные (произведенные) в рамках целевых
поступлений, не учитываются в целях налогообложения прибыли организаций. При
этом курсовые разницы по средствам целевых поступлений, возникшие в результате
изменения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации,
устанавливаемого Центральным банком Российской Федерации, являются доходами
(расходами), полученными (произведенными) в рамках целевых поступлений, которые
также не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций.
Что касается доходов, полученных в виде
процентов в иностранной валюте в случае размещения временно не используемых
средств целевых поступлений на депозиты и в ценные бумаги, то такие доходы
учитываются в целях налогообложения прибыли при методе начисления в
соответствии с п. 8 ст. 271 Кодекса.
Положительные и отрицательные курсовые
разницы, возникающие в этом случае, учитываются в целях налогообложения прибыли
при методе начисления на основании п. 11 ст. 250, пп.
7 п. 4 ст. 271 Кодекса и пп. 5 п. 1 ст. 265, пп. 6 п. 7 ст. 272 Кодекса соответственно.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое
мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.09.2011