Вопрос: ЗАО
приобретает лицензию на использование программных продуктов у иностранных
правообладателей посредством сети Интернет. При этом договор на бумажном
носителе, накладная или акт приема-передачи не оформляются. После оплаты счета
приобретателю лицензии передается код для скачивания программы с его сайта.
Лицензионное соглашение заключается сторонами в электронном виде путем принятия
лицензиатом стандартных условий, изложенных на сайте правообладателя, в момент
инсталляции программы. Программы используются ЗАО в производственной
деятельности.
В соответствии со ст. 252 НК РФ затраты,
учитываемые в целях налогообложения прибыли, могут подтверждаться документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы.
Каков порядок применения данной нормы ст.
252 НК РФ в случае, когда заключение и исполнение сделки по приобретению
программного продукта и прав на его использование у иностранного лица
осуществляются посредством сети Интернет?
Вправе ли ЗАО учесть затраты на
приобретение лицензии на использование программных продуктов (подотчетным
лицом) в целях исчисления налога на прибыль при наличии следующих
подтверждающих документов:
- квитанция платежа от 20.05.2011;
- счет по заказу от 20.05.2011;
- выписка по контракту клиента от
01.06.2011?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 сентября 2011 г. N 03-03-06/1/596
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке налогового
учета расходов на приобретение программы для ЭВМ и сообщает следующее.
В соответствии с п. 11.4 Регламента
Министерства финансов Российской Федерации, утвержденного Приказом Министерства
финансов Российской Федерации от 23.03.2005 N 45н, в Министерстве не
рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, по оценке конкретных хозяйственных
ситуаций.
Вместе с тем
сообщаем, что в соответствии с пп. 26 п. 1 ст. 264
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в составе прочих
расходов, связанных с производством и (или) реализацией, учитываются расходы,
связанные с приобретением права на использование программ для ЭВМ и баз данных
по договорам с правообладателем (по лицензионным соглашениям).
Учитывая
изложенное, расходы на приобретение неисключительных прав на использование
программы для ЭВМ по лицензионному соглашению, заключенному через Интернет,
могут быть учтены для целей налогообложения прибыли организаций при условии их
соответствия критериям, установленным ст. 252 НК РФ.
В соответствии с указанной статьей
расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты
налогоплательщика.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами
признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления
деятельности, направленной на получение дохода.
По мнению Департамента, при приобретении
программы для ЭВМ путем заключения лицензионного соглашения и поставки
программы через Интернет документальным подтверждением указанных расходов могут
являться в том числе документы, подтверждающие оплату
предусмотренного лицензионным соглашением вознаграждения, а также
предоставление покупателю соответствующего права использования программы для
ЭВМ.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым
актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.09.2011