Вопрос: Российская
организация заключает кредитный договор с банком Азербайджана. В соответствии с
п. п. 1 и 2 ст. 11 Соглашения от 03.07.1997 между Правительством РФ и
Правительством Азербайджанской Республики об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество право
взимать налоги с процентов, выплачиваемых по разным долговым обязательствам,
предоставлено стране-получателю. В то же время оговаривается право взимания
налога и в стране-источнике, если получатель процентов является их фактическим
владельцем, однако в этом случае налог не может превышать 10% от общей суммы
процентов.
Должна ли российская организация при
выплате процентных доходов по кредитному договору с банком в Республике
Азербайджан удерживать налог на прибыль с доходов этого банка
и по какой ставке?
Может ли российская организация
уплачивать сумму налога на прибыль из собственных средств?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 30 сентября 2011 г. N 03-08-05
Департамент налоговой и таможенно-тарифной
политики рассмотрел запрос относительно применения ст. 11 "Проценты"
Соглашения от 03.07.1997 между Правительством Российской Федерации и
Правительством Азербайджанской Республики об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее -
Соглашение) и сообщает следующее.
В соответствии со ст. 247 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) прибылью для иностранных
организаций, не осуществляющих деятельность в Российской Федерации через
постоянные представительства, признаются доходы, полученные от источников в
Российской Федерации. Доходы указанных налогоплательщиков определяются ст. 309
Кодекса.
Подпунктом 3 п. 1 ст. 309 Кодекса
установлено, что процентные доходы от долговых обязательств любого вида,
полученные иностранной организацией, которые не связаны с ее
предпринимательской деятельностью в Российской Федерации, относятся к доходам
иностранной организации от источников в Российской Федерации и подлежат
обложению налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты.
На основании ст. 7 Кодекса если
международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся
налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные
Кодексом и принятыми в соответствии с ним нормативно-правовыми актами о налогах
и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров
Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 11 Соглашения проценты,
возникающие в одном Договаривающемся Государстве и выплачиваемые резиденту
другого Договаривающегося Государства, могут облагаться налогами в этом другом
Государстве.
Однако согласно п. 2 ст. 11 Соглашения
такие проценты могут также облагаться налогом в Договаривающемся Государстве, в
котором они возникают, в соответствии с законодательством этого Государства, но
если получатель является фактическим владельцем процентов, то взимаемый в таком
случае налог не должен превышать 10% от общей суммы процентов.
На основании пп. 4 п. 2 ст. 310 Кодекса исчисление и удержание суммы
налога с доходов, выплачиваемых иностранным организациям, производятся
налоговым агентом по всем видам доходов, указанных в п. 1 ст. 309 Кодекса, во
всех случаях выплаты таких доходов, за исключением случаев выплаты доходов,
которые в соответствии с международными договорами (соглашениями) не облагаются
налогом в Российской Федерации, при условии предъявления иностранной организацией налоговому агенту подтверждения,
предусмотренного в п. 1 ст. 312 Кодекса.
Следовательно, в случае выплаты
иностранному банку - резиденту Республики Азербайджан процентных доходов по
кредитному договору российская организация - налоговый агент обязана исчислить
и удержать налог по ставке, установленной п. 2 ст. 11 Соглашения.
Что касается вопроса об уплате налоговым
агентом - российской организацией налога из собственных средств, то необходимо
отметить следующее.
Статьей 24 Кодекса на налогового агента
возлагается обязанность правильно и своевременно исчислять, удерживать из
средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджетную систему
Российской Федерации соответствующие налоги.
Согласно ст. 8 Кодекса под налогом
понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж. Обязанность по
уплате налога считается исполненной налогоплательщиком со дня удержания сумм
налога налоговым агентом, если обязанность по исчислению и удержанию налога из
денежных средств налогоплательщика возложена в соответствии с Кодексом на
налогового агента (пп. 5 п. 3 ст. 45 Кодекса). Таким
образом, налоговые агенты не вправе за счет собственных средств уплачивать
суммы налога с доходов иностранной организации от источников в Российской
Федерации вместо налогоплательщика.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
30.09.2011