Вопрос:
Федеральным законом от 05.04.2010 N 41-ФЗ "О внесении изменений в часть
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты
Российской Федерации" увеличены размеры государственной пошлины за
обращение в арбитражный суд и суды общей юрисдикции.
В Постановлении Пленума Высшего
Арбитражного Суда от 05.10.2007 N 57 разъясняется, что ТСЖ не является
хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами, отличными
от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед организациями,
непосредственно оказывающими услуги, не могут быть большими, чем в случае
заключения этими организациями прямых договоров с жильцами - членами ТСЖ. В
связи с этим при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), например
услуг по энергоснабжению, ТСЖ оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам,
по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
Целесообразно ли внести в ст. 333.17
"Плательщики государственной пошлины" НК РФ отдельный пункт в
отношении некоммерческих организаций с целью снижения размера государственной
пошлины до минимального (не выше размера госпошлины, установленного для
физических лиц)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 октября 2011 г. N 03-05-05-03/32
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и сообщает.
Согласно п. 1 ст.
333.16 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) государственная
пошлина - это сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их обращении в
государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к
должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными
актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской
Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий,
предусмотренных гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ, за
исключением действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской
Федерации.
На основании п. п. 1, 2 ст. 333.17 НК РФ
плательщиками государственной пошлины признаются организации и физические лица,
если они обращаются за совершением юридически значимых действий,
предусмотренных гл. 25.3 НК РФ.
Следовательно, размер государственной
пошлины зависит от правового статуса плательщика, обращающегося за совершением
юридически значимого действия.
В силу п. 1 ст. 135
Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) товариществом
собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение
собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим
имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в ч. 2 ст. 136 ЖК
РФ, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или
имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения,
пользования и в установленных
законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме
либо совместного использования имущества, находящегося в собственности
собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества,
принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности
по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества,
предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с ЖК РФ
помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а
также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей
управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества,
принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или
имущества собственников нескольких жилых домов.
Статьей 333.21 НК РФ установлены размеры
государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах.
Таким образом, при подаче товариществом
собственников жилья исковых заявлений в арбитражный суд государственная пошлина
уплачивается в размерах, установленных ст. 333.21 НК РФ для организаций.
Одновременно сообщаем, что ч. 1 статьи
110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется
возмещение всех понесенных судебных расходов (в том числе государственной
пошлины) в пользу выигравшей дело стороны.
Что касается предложения о внесении
изменений в ст. 333.17 НК РФ, то оно будет рассмотрено в рамках проводимой
работы по совершенствованию гл. 25.3 "Государственная пошлина" НК РФ.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.10.2011