Вопрос: ОАО
заключило договор на оказание услуг по проведению декларирования и регистрации
импортируемой ОАО парфюмерно-косметической продукции.
В соответствии с формой бланка
Свидетельства о государственной регистрации продукции, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 19.10.2007 N 657,
свидетельство не содержит срока его действия и является действительным с
момента выдачи до прекращения поставок продукции на территорию РФ и (или)
изготовления продукции на территории РФ. В форме Свидетельства о
государственной регистрации нового образца для Таможенного союза, утвержденной
Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299, указывается, что срок
действия свидетельства о государственной регистрации устанавливается на весь
период изготовления продукции или поставок подконтрольных товаров на территорию
Таможенного союза.
Указанные свидетельства о государственной
регистрации продукции являются бессрочными, и срок их использования заранее ОАО
установить не может, так как многие импортные контракты - бессрочные, а срок
производства продукции производителем не устанавливается. Свидетельства о
государственной регистрации продукции выдаются на основании протоколов
испытаний и исследований аккредитованной испытательной лаборатории.
ОАО осуществляет декларирование
соответствия путем принятия декларации о соответствии. Единая форма декларации
о соответствии, утвержденная Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010
N 319, предусматривает, что она действует в течение определенного срока (как
правило, 5 лет). Результаты исследований и испытаний, положенные в основу
декларации соответствия, срока действия не имеют.
ОАО считает, что НК РФ не устанавливает
обязанностей по равномерному распределению расходов на оказываемые контрагентом
услуги по подготовке свидетельств о государственной регистрации продукции,
деклараций о соответствии, а также результатов необходимых испытаний в течение
определенного периода.
В соответствии с абз.
3 п. 1 ст. 272 НК РФ равномерное распределение расходов устанавливается для
случая, когда из условий договора предусматривается получение доходов в течение
более чем одного налогового периода.
ОАО несет расходы по оплате услуг по
проведению декларирования и регистрации импортируемой ОАО
парфюмерно-косметической продукции. В результате ОАО получает оформленные и
зарегистрированные декларации соответствия и
подписанные свидетельства о государственной регистрации продукции. По данному
договору ОАО не получает прямого дохода, а несет лишь расходы, оплачивая услуги
исполнителя. В абз. 3 п. 1 ст. 272 НК РФ не идет речи
о получении дохода от результата использования оказанных услуг (работ), а
имеется в виду прямое получение дохода от самой услуги в течение более чем
одного налогового периода.
Если договор
возмездного оказания услуг по проведению декларирования и регистрации
парфюмерно-косметической продукции не предусматривает для ОАО получения дохода
в течение более чем одного налогового периода, выполняется исполнителем
единовременно и принимается к учету на основании единого акта выполненных работ
(услуг), вправе ли ОАО отнести расходы по оплате указанных услуг в целях налога
на прибыль к косвенным расходам и учесть их в полном объеме в текущем отчетном (налоговом)
периоде?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 6 октября 2011 г. N 03-03-06/1/635
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в
целях налогообложения прибыли расходов на обязательную сертификацию
импортируемых товаров и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской
Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах. Оценка конкретных
хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не относится.
Одновременно сообщаем следующее.
В соответствии со ст. ст. 20 и 23
Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом
регулировании" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ) подтверждение
соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или
обязательный характер.
Обязательное подтверждение соответствия
осуществляется в формах принятия декларации о соответствии и обязательной
сертификации.
Порядок применения форм обязательного
подтверждения соответствия устанавливается Федеральным законом N 184-ФЗ.
Декларация о
соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и
действуют на всей территории Российской Федерации в отношении каждой единицы
продукции, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации во время
действия декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение
срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Декларация о соответствии должна
содержать, среди прочих, сведения о сроке действия декларации о соответствии,
который определяется техническим регламентом.
В соответствии с п.
1 ст. 252 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) расходами
признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях,
предусмотренных ст. 265 Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные)
налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
В соответствии с пп.
2 п. 1 ст. 264 Кодекса к прочим расходам, связанным с производством и
реализацией, относятся расходы налогоплательщика на сертификацию продукции и
услуг, а также на декларирование соответствия с участием третьей стороны.
Таким образом, затраты заявителя на
обязательное подтверждение соответствия продукции, проводимое в формах принятия
декларации о соответствии или обязательной сертификации в порядке,
установленном Федеральным законом N 184-ФЗ, подлежат включению в состав прочих
расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и уменьшают налоговую
базу по налогу на прибыль организаций.
С учетом п. 1 ст. 272 Кодекса указанные
расходы включаются в состав расходов равномерно в течение срока действия
декларации о соответствии или сертификата соответствия, в течение срока
годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с
законодательством Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое
мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам
применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не
препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в
понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
06.10.2011