Вопрос: ОАО
является сельскохозяйственным товаропроизводителем, занимающимся разведением
племенных гусей. ОАО получает доход исключительно от деятельности по разведению
и выращиванию сельскохозяйственной птицы.
Для водопоя выращиваемой птицы ОАО
использует акватории ряда озер и болот в период с июля по октябрь.
ОАО 30.10.2003 была получена лицензия на
водопользование сроком на 10 лет. Указанная лицензия не была сдана в
уполномоченный орган, так как данный документ, в соответствии со ст. 5
Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного
кодекса Российской Федерации", является подтверждением права на
пользование акваториями водных объектов.
С 01.01.2007 введен в действие новый
Водный кодекс РФ, согласно положениям которого
водопользование не облагается водным налогом и является гражданским
правоотношением.
В соответствии с п.
16 ч. 3 ст. 11 Водного кодекса РФ не требуется заключения договора
водопользования или принятия решения о предоставлении водного объекта в
пользование в случае, если водный объект используется для полива садовых,
огородных, дачных земельных участков, ведения личного подсобного хозяйства, а
также водопоя, проведения работ по уходу за сельскохозяйственными животными. ОАО использует водные объекты исключительно для поения и ухода за
выращиваемой птицей. Лицензия лишь подтверждает право ОАО на использование
акваторий озер и болот.
Водным кодексом РФ лицензирование
водопользования было отменено.
В Письме Министерства финансов РФ от
12.10.2007 N 03-06-03-02/14 даны разъяснения об уплате водного налога. Так, с
введением в действие 01.01.2007 Водного кодекса РФ и отменой системы
лицензирования плательщиками водного налога не признаются физические лица и
организации, осуществляющие пользование поверхностными водными объектами.
Признается ли ОАО, как
сельскохозяйственный товаропроизводитель, имеющий лицензию на водопользование и
осуществляющий пользование поверхностными водными объектами исключительно для
поения птицы, плательщиком водного налога?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 октября 2011 г. N 03-06-06-02/5
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу уплаты водного налога
и сообщает следующее.
Водным кодексом Российской Федерации,
вступившим в силу с 1 января 2007 г. (далее - Водный кодекс), отменена система
лицензирования пользования поверхностными водными объектами.
Согласно ст. ст. 9 - 11 Водного кодекса
пользование водными объектами осуществляется на основании договора
водопользования или решения о предоставлении водных объектов в пользование, то
есть в рамках договорных гражданских правоотношений.
При этом следует отметить, что согласно
ст. 20 Водного кодекса взимание платы за пользование водными объектами предусмотрено
только в тех случаях, когда водопользование осуществляется на основании
договора на водопользование. При осуществлении водопользования на основании
решения о предоставлении водного объекта в пользование плата не взимается.
Статьей 5
Федерального закона от 03.06.2006 N 73-ФЗ "О введении в действие Водного
кодекса Российской Федерации" установлено, что водопользователи,
осуществляющие использование водных объектов на основании лицензий на
водопользование и договоров пользования водными объектами, выданных и
заключенных до введения в действие Водного кодекса, сохраняют права
долгосрочного или краткосрочного пользования водными объектами на основании
лицензий на водопользование и договоров пользования водными объектами до истечения срока действия таких лицензий и договоров.
Вместе с тем водопользователи в
соответствии с Водным кодексом вправе заключить договоры водопользования или
обратиться с заявлениями о предоставлении водных объектов в
пользование на основании решений о предоставлении водных объектов в
пользование. При этом условия и сроки использования водных объектов могут быть
изменены только по инициативе водопользователей.
Действие решений
Правительства Российской Федерации или решений органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации либо лицензий на водопользование и договоров
пользования водными объектами, соответственно принятых, выданных и заключенных
до введения в действие Водного кодекса, прекращается с момента возникновения
права пользования водными объектами на основании договоров водопользования или
решений о предоставлении водных объектов в пользование, либо по истечении срока
действия лицензий на водопользование и
договоров пользования водными объектами, либо в случае прекращения права
пользования водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены
ст. 10 Водного кодекса.
Таким образом, организация, которой
лицензия на водопользование предоставлена до вступления в силу Водного кодекса,
является плательщиком водного налога до окончания срока действия лицензии на водопользование
или до переоформления права пользования водными объектами в соответствии с
требованиями Водного кодекса.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. Направляемое мнение
имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует
руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании,
отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Р.А.СААКЯН
07.10.2011