Вопрос: О
налогообложении налогом на прибыль при уступке прав требований и переводе долга
по обязательствам, а также прекращении обязательств совпадением должника и
кредитора при исполнении договора РЕПО по схеме централизованного клиринга.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 октября 2011 г. N 03-03-06/2/151
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики совместно с ФСФР России рассмотрел письмо по
вопросу о порядке налогообложения прибыли организаций при исполнении договора
РЕПО по схеме централизованного клиринга и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 282 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) операцией РЕПО признается договор,
отвечающий требованиям, предъявляемым к договорам репо
Федеральным законом от 22.04.1996 N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг"
(далее - Федеральный закон N 39-ФЗ).
В соответствии с п.
1 ст. 51.3 Федерального закона N 39-ФЗ договором репо
признается договор, по которому одна сторона (продавец по договору репо) обязуется в срок, установленный этим договором,
передать в собственность другой стороне (покупателю по договору репо) ценные бумаги, а покупатель по договору репо обязуется принять ценные бумаги и уплатить за них
определенную денежную сумму (первая часть договора репо) и по которому покупатель по договору репо обязуется в срок, установленный этим договором,
передать ценные бумаги в собственность продавца по договору репо,
а продавец по договору репо обязуется принять ценные
бумаги и уплатить за них определенную денежную сумму (вторая часть договора репо). Таким образом, из договора репо у каждой из сторон возникает несколько обязательств.
При этом уступка отдельных прав и (или) перевод долга по отдельным
обязательствам, возникающим из договора репо, не
прекращают договора репо в целом.
В рассматриваемой ситуации стороны
договора репо, заключенного на организованных торгах,
будут уступать права требования и переводить долг не
по договору репо в целом, а только по отдельным его
обязательствам. Уступленные права требования и переведенный долг, возникшие из
договора репо, будут прекращаться совпадением
должника и кредитора в одном лице - центрального контрагента (ст. 413
Гражданского кодекса Российской Федерации).
Пунктом 8 ст. 51.3 Федерального закона N
39-ФЗ предусмотрено, что обязательства по первой части договора репо могут быть исполнены и (или) прекращены. При этом
указанная норма не содержит перечня возможных оснований прекращения
обязательств по первой части договора репо.
Следовательно, такие обязательства могут быть прекращены и совпадением должника
и кредитора в одном лице.
Пунктом 8 ст. 51.3 Федерального закона N
39-ФЗ также определено, что прекращение обязательств по второй части договора репо без исполнения их в натуре может осуществляться
зачетом, а если указанные обязательства допущены к клирингу, иными способами,
предусмотренными правилами клиринга (правилами осуществления клиринговой
деятельности). Поскольку в рассматриваемой схеме речь идет об
обязательствах, допущенных к клирингу, то правила клиринга (правила
осуществления клиринговой деятельности), как следует из указанной нормы, могут
помимо исполнения обязательства в натуре и зачета содержать иные способы
прекращения обязательств по второй части договора репо,
к которым может быть отнесено и прекращение обязательств совпадением должника и
кредитора.
На основании вышеизложенного полагаем,
что уступка прав требований и перевод долга по обязательствам, возникшим из
договора репо, а также прекращение обязательств по
договору репо совпадением должника и кредитора не
противоречат действующему законодательству и не влекут переквалификации
договора репо, заключенного на организованных торгах.
Учитывая изложенное, налогообложение
указанных операций РЕПО осуществляется в порядке, установленном ст. 282 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что особенности
определения доходов и расходов клиринговых организаций установлены ст. ст.
299.1 и 299.2 НК РФ.
Мнение Департамента, приведенное в
настоящем письме, не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих
нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В
соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138
направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Директор Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
И.В.ТРУНИН
10.10.2011