Вопрос: ОАО
(авиакомпания) с 1995 г. выполняет международные перевозки грузов на воздушных
судах.
В связи с осуществлением авиаперевозок
грузов по всему миру ОАО взаимодействует с большим количеством организаций,
зарегистрированных на территории иностранных государств.
Счета за наземное обслуживание воздушных
судов, экипажей и грузов поступают в авиакомпанию по факсу либо по электронной
почте. Договоры на наземное обслуживание воздушных судов (при их наличии) и
договоры на авиаперевозку грузов с заказчиками рейсов также согласовываются
авиакомпанией с контрагентами с применением современных средств
связи.
В ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996
N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" предусмотрено наличие обязательных
реквизитов в первичных бухгалтерских документах, как то: наименование
должностей лиц, ответственных за совершение хозяйственных операций, и личные
подписи указанных лиц, а также предусмотрено, что первичные документы
составляются на бумажных и машинных носителях информации.
Абзацем 4 п. 1 ст.
252 НК РФ предусмотрено, что под документально подтвержденными расходами
понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с
законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в
соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном
государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и
(или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе
таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии
с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они
произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Однако документы от иностранных
контрагентов (счета, инвойсы и пр.) не всегда содержат реквизиты,
предусмотренные Федеральным законом N 129-ФЗ, и самое главное - не поступают в
авиакомпанию в оригинальном виде, а зачастую только по электронной почте или по
факсу.
Правомерно ли для целей бухгалтерского
учета и налога на прибыль учитывать расходы, подтвержденные документами,
поступившими по электронной почте или по факсу в отсутствие оригиналов и
реквизитов, предусмотренных Федеральным законом N 129-ФЗ?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 10 октября 2011 г. N 03-03-06/1/645
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о правомерности
подтверждения расходов, произведенных на территории иностранного государства,
документами, оформленными в электронном виде, и сообщает следующее.
На основании п. 1 ст. 252 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в целях гл. 25 Кодекса
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Под обоснованными расходами понимаются
экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме.
Под документально
подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами,
оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо
документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота,
применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены
соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими
произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о
командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в
соответствии с договором). Расходами признаются
любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности,
направленной на получение дохода.
Согласно п. п. 1, 2 и 7 ст. 9
Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете"
все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться
оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными
документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичные учетные документы принимаются к
учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах унифицированных
форм первичной учетной документации, а документы, форма которых не
предусмотрена в этих альбомах, должны содержать обязательные реквизиты,
установленные п. 2 ст. 9 вышеуказанного Федерального закона.
Первичные и сводные учетные документы
могут составляться на бумажных и машинных носителях информации. В последнем
случае организация обязана изготовлять за свой счет копии таких документов на
бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по
требованию органов, осуществляющих контроль в соответствии с законодательством
Российской Федерации, суда и прокуратуры.
Отношения в области использования
электронных подписей при совершении гражданско-правовых сделок, оказании
государственных и муниципальных услуг, исполнении государственных и
муниципальных функций, при совершении иных юридически значимых действий
регулирует Федеральный закон от 06.04.2011 N 63-ФЗ "Об электронной
подписи".
Согласно ст. 6
Федерального закона от 06.04.2011 N 63-ФЗ информация в электронной форме,
подписанная квалифицированной электронной подписью, признается электронным
документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному
собственноручной подписью, кроме случая, если федеральными законами или
принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами установлено
требование о необходимости составления документа исключительно на бумажном
носителе.
Как следует из письма, организация
осуществляет международные перевозки грузов авиатранспортом, в связи с чем взаимодействует с большим количеством компаний,
зарегистрированных на территории иностранных государств. Налогоплательщик несет
расходы на оплату наземного обслуживания воздушных судов, экипажей и грузов
иностранным организациям.
Учитывая изложенное,
расходы, осуществленные на территории иностранных государств, могут быть
подтверждены документами, оформленными в соответствии с обычаями делового
оборота, применяемыми в данном иностранном государстве.
Если расходы осуществлены на территории
Российской Федерации, они могут быть подтверждены документами, оформленными в
электронном виде и подписанными квалифицированной электронной подписью
(электронной цифровой подписью), в случаях если
федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не
устанавливается требование о составлении таких документов на бумажном носителе.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
10.10.2011