Вопрос: Согласно
Письму Минфина России от 21.03.2011 N 03-03-06/1/164 документами,
подтверждающими освобождение от уплаты налога на прибыль организаций в
соответствии с пп. 31 п. 1 ст. 251 НК РФ при выплате
эмитентом дивидендов по акциям, составляющим имущество негосударственного
пенсионного фонда, находящегося в доверительном управлении управляющей
компании, являются:
1) договоры доверительного управления
средствами пенсионных накоплений между доверительным управляющим и страховщиком
по обязательному пенсионному страхованию;
2) оформленные в установленном порядке
документы, подтверждающие приобретение ценных бумаг доверительным управляющим;
3) документы, предоставленные
доверительным управляющим, осуществляющим учет имущества, переданного в
доверительное управление.
ОАО выплачивает дивиденды организации -
доверительному управляющему средствами пенсионных накоплений, предназначенных
для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных
организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному
пенсионному страхованию.
Для целей льготного налогообложения
налогом на прибыль доходов в виде дивидендов организация - доверительный
управляющий НПФ предоставила ОАО документы: договоры доверительного управления
средствами пенсионных накоплений между доверительным управляющим и страховщиком
по обязательному пенсионному страхованию; документы, подтверждающие
приобретение ценных бумаг доверительным управляющим. ОАО как налоговый агент
удержало налог на прибыль с дивидендов по ставке 9%.
Необходимо ли организации -
доверительному управляющему НПФ предоставлять ОАО помимо указанных документов
также документы, подтверждающие, что именно денежные средства накопительной
части трудовой пенсии направлены на приобретение ценных бумаг эмитента (ОАО), с
целью применения ОАО пп. 31 п. 1 ст. 251 НК РФ при
исчислении налога на прибыль?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 11 октября 2011 г. N 03-03-06/1/661
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу исполнения
организацией обязанностей налогового агента при выплате своим акционерам дохода
в виде дивидендов и сообщает, что в соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) Министерство финансов Российской
Федерации дает письменные разъяснения налогоплательщикам, плательщикам сборов и
налоговым агентам по вопросам применения законодательства Российской Федерации
о налогах и сборах. Консультирование
указанных лиц по выбору наиболее оптимального для налогоплательщика порядка
уплаты налога, проведение экспертизы договоров, учредительных и иных документов
организаций, методик оценки показателей хозяйственной деятельности этих лиц, а
также оценка конкретных хозяйственных операций к обязанностям Минфина России не
относятся.
Одновременно сообщаем,
что при выплате дивидендов акционерам, являющимся доверительными управляющими
средствами пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования
накопительной части трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в
качестве страховщиков по обязательному пенсионному страхованию, следует
руководствоваться следующим.
Статьей 5 Федерального закона от
15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской
Федерации" установлено, что страховщиками по обязательному пенсионному
страхованию наряду с Пенсионным фондом Российской Федерации являются
негосударственные пенсионные фонды.
Согласно Федеральному закону от
24.07.2002 N 111-ФЗ "Об инвестировании средств для
финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации"
и Федеральному закону от 07.05.1998 N 75-ФЗ "О негосударственных
пенсионных фондах" страховщики осуществляют управление средствами
пенсионных накоплений через управляющие компании на основании договоров
доверительного управления. При этом доходы от инвестирования средств пенсионных
накоплений не являются собственностью управляющих компаний, а относятся на
прирост средств, переданных в управление страховщиками.
В соответствии с п. 2.1 ст. 275 Кодекса
при получении доходов в виде дивидендов по имуществу, переданному в
доверительное управление, получателем таких доходов признается учредитель
(учредители) доверительного управления (выгодоприобретатель).
При этом согласно пп.
31 п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы по налогу на прибыль
организаций не учитываются доходы в виде сумм дохода от инвестирования средств
пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части
трудовой пенсии, полученных организациями, выступающими в качестве страховщиков
по обязательному пенсионному страхованию.
Исходя из
изложенного, у организации, выплачивающей дивиденды организации -
доверительному управляющему средствами пенсионных накоплений, предназначенных
для финансирования накопительной части трудовой пенсии, полученных
организациями, выступающими в качестве страховщиков по обязательному
пенсионному страхованию, обязанности налогового агента по налогу на прибыль
организаций не возникает.
По мнению Департамента, налог на прибыль
при выплате указанных дивидендов может не удерживаться на основании заверенной
в установленном порядке копии договора доверительного управления средствами
пенсионных накоплений между доверительным управляющим и страховщиком по
обязательному пенсионному страхованию; оформленных в установленном порядке
документов, подтверждающих приобретение ценных бумаг доверительным управляющим;
документов, представленных доверительным управляющим, осуществляющим учет
имущества, переданного в доверительное управление (выписка из учета в части
имущества, полученного в доверительное управление).
При этом отмечаем, что порядок
документального подтверждения факта учета имущества в
составе переданного в доверительное управление имущества не регулируется
законодательством о налогах и сборах.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым
актом. Направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер
по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах
и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах
в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
11.10.2011