Вопрос: Об
определении перечня услуг по обслуживанию воздушных судов, включая наземное
обслуживание, освобождаемых от налогообложения НДС на основании пп. 22 п. 2 ст. 149 НК РФ, при оказании российскими
налогоплательщиками вышеуказанных услуг иностранным и российским эксплуатантам в аэропортах и воздушном пространстве РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ НАЛОГОВАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 14 октября 2011 г. N ЕД-4-3/17066
Федеральная налоговая служба, рассмотрев
обращение по вопросу применения нормы пп. 22 п. 2 ст.
149 Налогового кодекса Российской Федерации, сообщает следующее.
Согласно пп. 22
п. 2 ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс)
реализация услуг, оказываемых непосредственно в аэропортах Российской Федерации
и воздушном пространстве Российской Федерации, по обслуживанию воздушных судов,
включая аэронавигационное обслуживание, освобождена от налогообложения налогом
на добавленную стоимость (далее - НДС). При этом перечень таких услуг данной
нормой Налогового кодекса не предусмотрен.
В связи с чем
при решении вопроса об освобождении от налогообложения НДС реализации услуг по
обслуживанию воздушных судов, в частности эксплуатантов
Российской Федерации, можно руководствоваться Приказом Минтранса России от
02.10.2000 N 110 (далее - Приказ N 110), в котором приведен перечень
установленных аэронавигационных и аэропортовых сборов, взимаемых за
обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской
Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, а также
поименованы услуги, за которые они взимаются. Так, согласно
положениям п. 1 Письма МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@, согласованного
с Минтрансом России и Минфином России, не подлежат налогообложению
(освобождаются от налогообложения) НДС сборы за услуги, оказываемые
непосредственно в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации по
обслуживанию воздушных судов эксплуатантов Российской
Федерации, включая аэронавигационное обслуживание, указанные в разд. II и III
Приложения 1 "Перечень аэронавигационных и аэропортовых сборов,
тарифов за обслуживание воздушных судов эксплуатантов
Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской
Федерации" к вышеуказанному Приказу (далее - Приложение 1 к Приказу N
110).
Реализация оказанных российскими
налогоплательщиками вышеуказанных услуг иностранным эксплуатантам
(местом реализации этих услуг с учетом нормы пп. 5 п.
1 ст. 148 Налогового кодекса признается территория Российской Федерации) также
освобождена от налогообложения НДС по основанию пп.
22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса. При этом, учитывая, что
конкретный перечень таких услуг Налоговым кодексом не установлен, правомерным
является применение Приказа Федеральной службы воздушного транспорта России от
15.05.2000 N 125 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за
обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов
в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации" (далее -
Приказ N 125), которым утвержден перечень аэронавигационных и аэропортовых
сборов, взимаемых за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах
Российской Федерации, в котором указаны услуги, за которые они взимаются.
При решении вопроса
об отнесении услуг, за которые взимаются тарифы за наземное обслуживание
воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в
аэропортах Российской Федерации, предусмотренных в разд. IV Приложения 1 к
Приказу N 110, к услугам по обслуживанию воздушных судов, реализация которых
освобождена от налогообложения НДС по вышеуказанному основанию, а также
отнесении к последним услуг по наземному обслуживанию воздушных судов
иностранных эксплуатантов следует учитывать разъяснения Минтранса России от 09.10.2007 N
01-01-02/2675 (даны в адрес ФНС России).
Согласно указанным разъяснениям Минтранса
России услуги, входящие в стоимостную основу тарифов, приведенных в главах
"Тарифы за обслуживание воздушного судна" (п. п. 4.11 - 4.13) и
"Тарифы за техническое обслуживание воздушного судна" (п. п. 4.14 -
4.17) разд. IV Приложения 1 к Приказу N 110, являются услугами по обслуживанию
воздушных судов.
По вопросу, касающемуся определения услуг
по наземному обслуживанию воздушных судов иностранных эксплуатантов,
Минтранс России разъяснил следующее.
Перечень и порядок формирования сборов за
обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов
в аэропортах Российской Федерации в части оказания услуг по обеспечению взлет-посадки и авиационной безопасности, по предоставлению
стоянки и пользование аэровокзалом установлен Приказом N 125. Услуги по
наземному обслуживанию, которые не включены в Приказ N 125, осуществляются в
соответствии со Стандартным договором Международной организации воздушного
транспорта (ИАТА) по аэропортовому обслуживанию.
При этом в целях
определения услуг, непосредственно связанных с обслуживанием воздушных судов
иностранных эксплуатантов и оказываемых в
соответствии с Приказом N 125 и Стандартным договором ИАТА по аэропортовому
обслуживанию, Минтранс России считает целесообразным применять порядок,
определенный Письмом МНС России от 22.05.2001 N ВГ-6-03/411@, и вышеуказанное
разъяснение в отношении услуг по обслуживанию воздушных судов российских эксплуатантов.
С учетом
изложенного реализация оказанных российскими налогоплательщиками российским эксплуатантам услуг, за которые взимаются сборы, указанные
в разд. II и III Приложения 1 к Приказу N 110, и услуг, входящих в стоимостную
основу тарифов, приведенных в разд. IV Приложения 1 к Приказу N 110, а также
иностранным эксплуатантам подобных услуг, если они,
согласно вышеизложенному, относятся к услугам по воздушному обслуживанию судов, освобождается от налогообложения НДС по основанию пп. 22 п. 2 ст. 149 Налогового кодекса.
Советник государственной
гражданской службы
Российской Федерации
2 класса
Д.В.ЕГОРОВ
14.10.2011