Вопрос: О применении при исчислении налога на прибыль вычета из
налогооблагаемой прибыли российской организации расходов в виде процентов,
выплачиваемых по кредиту, предоставленному немецкой организацией - учредителем,
а также расходов на рекламу в соответствии с положениями Соглашения между
Российской Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на
доходы и имущество от 29.05.1996.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 19 октября 2011 г. N 03-08-05
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел запрос по вопросам вычета из
налогооблагаемой прибыли российской организации расходов в виде процентов,
выплачиваемых по кредиту, предоставленному немецкой организацией - учредителем,
а также расходов на рекламу, исходя из положений Соглашения между Российской
Федерацией и Федеративной Республикой Германия об избежании
двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество (далее -
Соглашение), и сообщает следующее.
В соответствии с
нормами п. 3 Протокола к Соглашению между Российской Федерацией и Федеративной
Республикой Германия об избежании двойного
налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество от 29.05.1996 (далее
- Протокол) считается согласованным, что суммы процентов, которые выплачивает
компания, являющаяся резидентом одного Договаривающегося Государства и в
которой участвует резидент другого Договаривающегося Государства, подлежат
неограниченному вычету при исчислении налогооблагаемой прибыли этой компании в первом упомянутом Государстве, независимо от того,
выплачиваются ли эти суммы процентов банку или другому лицу, и независимо от
срока действия ссуды. Такой вычет, однако, не может превышать сумм, которые
согласовывались бы независимыми предприятиями при сопоставимых условиях.
Соответствующее положение применяется к издержкам на рекламу.
При этом
компетентные по смыслу пп. "f" п. 1 ст. 3
"Общие определения" Соглашения органы, руководствуясь нормами п. п. 3
и 5 ст. 25 "Взаимосогласительная процедура"
Соглашения и исходя из общих правил толкования международного договора,
закрепленных в ст. ст. 31 и 32 Венской Конвенции о праве международных
договоров от 23.05.1969, подтвердили обоюдное понимание того, что применение
правил "тонкой капитализации", установленных национальным законодательством в отношении взаимозависимых компаний,
не противоречит положениям Соглашения.
Таким образом, к выплачиваемым процентам
подлежат применению нормы п. 2 ст. 269 Налогового кодекса Российской Федерации,
определяющие порядок расчета предельного размера процентов, подлежащих
включению в состав расходов российской организации.
В отношении расходов на рекламу сообщаем,
что с учетом норм п. 3 Протокола к Соглашению такие расходы подлежат
неограниченному вычету, при условии что этот вычет не
превышает сумм, которые согласовывались бы независимыми предприятиями при
сопоставимых условиях.
В настоящее время порядок определения
рыночной цены установлен в ст. 40 "Принципы определения цены товаров,
работ или услуг для целей налогообложения" Кодекса. При этом с 1 января
2012 г. вступает в силу Федеральный закон от 18.07.2011 N 227-ФЗ, которым
первая часть Кодекса дополнена, в частности, новой гл. 14.2 "Общие
положения о ценах и налогообложении". Со дня вступления в силу указанного Федерального
закона положения ст. 20 "Взаимозависимые лица" и указанной ст. 40
Кодекса применяются исключительно к сделкам, доходы и (или) расходы по которым
признаются в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса Российской Федерации до
дня вступления в силу настоящего Федерального закона.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативно-правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
19.10.2011