Вопрос: Индивидуальный предприниматель в рамках реализации Городской
целевой программы развития и поддержки малого и среднего предпринимательства в
г. Москве на 2010 - 2012 гг., утвержденной Постановлением Правительства Москвы
от 04.08.2009 N 724-ПП, получил субсидию на безвозмездной и безвозвратной
основе в виде целевых бюджетных денежных средств для возмещения финансовых
затрат на организацию собственного бизнеса, а именно на приобретение основных
средств. Срок использования денежных средств установлен с 26.02.2010 по
31.03.2011.
Денежные средства поступили из бюджета на
расчетный счет индивидуального предпринимателя в декабре 2010 г. Основные
средства были приобретены в феврале 2011 г. путем перечисления денежных средств
на расчетный счет продавца.
Индивидуальный предприниматель применяет
УСН с объектом "доходы, уменьшенные на величину расходов".
Возникают ли у предпринимателя доходы в
виде указанных субсидий для целей налога, уплачиваемого в связи с применением
УСН?
Вправе ли предприниматель уменьшить сумму
дохода в виде субсидий на сумму расходов на приобретение основных средств?
Если да, то каков порядок учета указанных
доходов и расходов для целей налогообложения?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 октября 2011 г. N 03-11-11/263
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о порядке учета в 2010 - 2011 гг.
денежных средств в виде субсидий, полученных из
бюджета на покрытие затрат налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему
налогообложения, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 346.15
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики,
применяющие упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы
учитывают доходы от реализации, определяемые в соответствии со ст. 249 Кодекса,
и внереализационные доходы, определяемые в соответствии со ст. 250 Кодекса. При
этом не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Согласно пп. 14
п. 1 ст. 251 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются доходы в виде
имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого финансирования.
При этом налогоплательщики, получившие
средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов
(расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования. При
отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого
финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие
налогообложению с даты их получения.
До 1 января 2011 г. к средствам целевого
финансирования относилось имущество, полученное налогоплательщиком и
использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом)
- источником целевого финансирования или федеральными законами, в том числе в
виде бюджетных ассигнований, выделяемых бюджетным учреждениям, а также в виде
субсидий автономным учреждениям.
Статьей 6
Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) в редакции,
действовавшей до 1 января 2011 г., к бюджетным учреждениям относились
государственные (муниципальные) учреждения, финансовое обеспечение выполнения
функций которых, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг
физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным)
заданием, осуществлялось за счет средств соответствующего бюджета на основе
бюджетной сметы.
В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при
определении налоговой базы также не учитываются целевые поступления (за
исключением целевых поступлений в виде подакцизных товаров). К
таким поступлениям относятся целевые поступления на содержание некоммерческих
организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на
основании решений органов государственной власти и органов местного
самоуправления и решений органов управления государственных внебюджетных
фондов, а также целевые поступления от других организаций и (или) физических
лиц и использованные указанными получателями по назначению.
Согласно ст. 6 БК
РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2011 г., получателями бюджетных
средств (получателями средств соответствующего бюджета) признавались орган
государственной власти (государственный орган), орган управления
государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган
местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя
(распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на
принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств
соответствующего бюджета, если иное
не устанавливалось БК РФ.
Таким образом, денежные средства в виде
субсидий, полученные индивидуальными предпринимателями из бюджета в 2010 г. в
целях возмещения затрат, следовало учитывать при определении налоговой базы по
налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.
В отношении учета
расходов на приобретение основных средств в 2011 г. за счет субсидии,
полученной из бюджета на покрытие затрат налогоплательщиками в 2010 г.,
сообщаем, что в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 346.16
Кодекса налогоплательщиками, применяющими упрощенную систему налогообложения с
объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при
определении налоговой базы по налогу могут учитываться расходы на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, а также
на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое
перевооружение основных средств (с учетом положений п. п. 3 и 4 указанной
статьи Кодекса).
Согласно пп. 1
п. 3 ст. 346.16 Кодекса названные расходы учитываются в периоде ввода основных
средств в эксплуатацию и отражаются в налоговом учете в последнее число
отчетного (налогового) периода в размере уплаченных сумм (пп.
4 п. 2 ст. 346.17 Кодекса).
Основные средства, права на которые
подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством
Российской Федерации, учитываются в расходах в соответствии с указанной статьей
Кодекса с момента документально подтвержденного факта подачи документов на
регистрацию указанных прав.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.10.2011