Вопрос: В
соответствии с положениями ст. ст. 78 и 231 НК РФ
излишне удержанные из дохода налогоплательщика налоговым агентом суммы налога
подлежат возврату.
По общему правилу, установленному п. 1
ст. 231 НК РФ, излишне удержанные налоговым агентом из дохода
налогоплательщика суммы налога подлежат возврату налоговым агентом по
представлению налогоплательщиком соответствующего заявления.
С 01.01.2011
согласно п. 1.1 ст. 231 НК РФ возврат суммы налога налогоплательщику в связи с
перерасчетом по итогу налогового периода в соответствии с приобретенным им
статусом налогового резидента РФ производится налоговым органом, в котором он
был поставлен на учет по месту жительства (месту пребывания), при подаче
налогоплательщиком налоговой декларации по окончании указанного налогового
периода, а также документов, подтверждающих статус налогового резидента РФ в этом налоговом периоде.
Если же гражданин
приобрел статус налогового резидента РФ в течение налогового периода, а это,
согласно положениям Письма Минфина России от 18.04.2007 N 01-СШ/19, может
произойти сразу после 3 июля соответствующего календарного года, т.е. задолго
до его окончания, суммы налога за предыдущие месяцы этого налогового периода
могут быть на основании заявления налогоплательщика пересчитаны исходя из
налоговой ставки в размере 13% самим
налоговым агентом.
По мнению организации, действующие нормы
НК РФ ущемляют права иностранных граждан в сфере труда, что ведет к
дискриминации. Это связано с тем, что в настоящее время размер суммы излишне
уплаченного НДФЛ, подлежащей возврату, а значит, и общий размер зарплаты,
причитающейся иностранному гражданину за период 183 дней со дня приезда,
ставятся законодателем в зависимость от даты въезда иностранного гражданина в
РФ.
Например, иностранный гражданин прибыл в
РФ 01.08.2010 и сразу устроился на работу. В этом случае срок признания его
налоговым резидентом наступит через 183 дня - 31.01.2011 (следующий отчетный
период).
После получения этим гражданином статуса
налогового резидента в силу вышеуказанных норм ему будет произведен пересчет
НДФЛ и часть налога, превышающая 13%, - возвращена.
Согласно нормам закона, сложившейся
практике возврату подлежит только та часть налога, которая была с него взыскана
в том налоговом периоде, в котором он получил статус налогового резидента, т.е.
будет возвращена часть налога, взысканная за период с 01.01.2011 по 31.01.2011.
Исходя из данных примера
очевидно, что большая часть излишне взысканного налога приходится на период с
01.08.2010 по 31.12.2010, который составляет 153 дня.
В то же время иностранный гражданин,
въехавший в РФ 31.12.2010, устроившийся на работу с 01.01.2011, уже 03.07.2011
приобретший статус налогового резидента, получит возврат налога за весь период
своего пребывания в РФ, так как это время вошло в отчетный налоговый период
(2011 г.) полностью.
В ст. 37 Конституции России закреплено,
что труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими
способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.
Каждый имеет право на труд в условиях,
отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без
какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда, а также право на
защиту от безработицы.
Статья 132 ТК РФ устанавливает, что
заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности
выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным
размером не ограничивается.
Запрещается какая
бы то ни было дискриминация при
установлении и изменении условий оплаты труда.
Действующие нормы НК РФ ущемляют права
иностранных граждан в сфере труда, в частности нарушают ст. 3 ТК РФ,
предусматривающую, что каждый имеет равные возможности для реализации своих
трудовых прав. Никто не может быть ограничен в трудовых
правах и свободах или получать какие-либо преимущества независимо от пола,
расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного,
семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства,
отношения к религии, политических убеждений, принадлежности или
непринадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств,
не связанных с деловыми качествами работника.
По мнению организации, отсутствие четкого
механизма, предусматривающего возврат части НДФЛ иностранному гражданину -
налоговому резиденту за все время его нахождения в РФ, в том числе
если это время распространяется на два налоговых периода, нарушает принцип недискриминации, установленный п. 2 ст. 3 НК РФ.
Правомерна ли позиция организации?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 28 октября 2011 г. N 03-04-06/6-293
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо ООО по
вопросу определения налогового статуса физических лиц и в соответствии со ст.
34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет
следующее.
Пунктом 2 ст. 207 Кодекса установлено,
что налоговыми резидентами Российской Федерации признаются физические лица,
фактически находящиеся в Российской Федерации не менее 183 календарных дней в
течение 12 следующих подряд месяцев.
Для определения налогового статуса
физического лица на дату выплаты дохода следует учитывать любой непрерывный
12-месячный период, в том числе начавшийся в одном налоговом периоде
(календарном году) и продолжающийся в другом налоговом периоде (календарном
году).
По итогам налогового периода определяется
окончательный налоговый статус физического лица в зависимости от времени его
нахождения в Российской Федерации в данном налоговом периоде.
Налоговый статус физического лица,
определенный по итогам налогового периода, не может измениться в зависимости от
времени нахождения физического лица в Российской Федерации в следующем
налоговом периоде.
Если по итогам налогового периода
физическое лицо не приобрело статуса налогового резидента (находилось в
Российской Федерации менее 183 дней), перерасчет сумм налога на доходы
физических лиц, удержанных налоговым агентом в данном налоговом периоде по
ставке 30 процентов, не производится.
Пунктом 2 ст. 3 Кодекса установлено, что
налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться
исходя из социальных, расовых, национальных и иных подобных критериев.
Указанный порядок определения налогового
статуса применяется в отношении физических лиц независимо от их гражданства, в
том числе и в отношении граждан Российской Федерации, возвращающихся в Российскую
Федерацию после продолжительного нахождения за пределами страны. Таким образом,
принцип недискриминации, установленный п. 2 ст. 3
Кодекса, не нарушается.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
28.10.2011