Вопрос: Согласно пп. 41 п. 1 ст. 333.33 НК РФ за выдачу талона о прохождении
государственного технического осмотра, в том числе взамен утраченного или
пришедшего в негодность, размер государственной пошлины составляет 300 руб.
В соответствии с п. 2 ст. 333.16 НК РФ
государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы и
должностные лица, за исключением консульских учреждений РФ, не вправе взимать
за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 НК РФ,
иные платежи, за исключением государственной пошлины.
При этом органы исполнительной власти
субъектов РФ вправе устанавливать размеры платы за проведение государственного
технического осмотра транспортных средств, в том числе с использованием средств
технического диагностирования, как за услугу согласно п. 8 Постановления
Правительства Российской Федерации от 31.07.1998 N 880.
Правомерно ли взимание, помимо уплаты
госпошлины, дополнительной платы за проведение государственного технического
осмотра транспортных средств органами ГИБДД МВД России?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 2011 г. N 03-05-06-03/84
В связи с обращением по вопросу
правомерности взимания платы за проведение государственного технического осмотра
транспортных средств органами ГИБДД МВД России Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Статьей 333.16
Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрено, что
государственная пошлина - сбор, взимаемый с организаций и физических лиц при их
обращении в государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы
и (или) к должностным лицам, которые уполномочены в соответствии с
законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов
Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного
самоуправления, за совершением в отношении этих лиц
юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса, за исключением
действий, совершаемых консульскими учреждениями Российской Федерации.
В целях гл. 25.3 Кодекса выдача
документов (их дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Указанные выше органы и должностные лица,
за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать
за совершение юридически значимых действий, предусмотренных гл. 25.3 Кодекса,
иные платежи, за исключением государственной пошлины.
В связи с этим пп. 36 - 46 п. 1 ст. 333.33 Кодекса предусмотрена уплата
государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и
совершение иных регистрационных действий, связанных с выдачей государственных
регистрационных знаков на транспортные, мототранспортные
средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о
регистрации транспортного средства и иных документов, необходимых для допуска
автомототранспорта и водителей к участию в дорожном движении, в том числе и за выдачу талона о прохождении государственного
технического осмотра.
Следовательно, за совершение органами
ГИБДД МВД России вышеперечисленных регистрационных действий, связанных с
выдачей документов на транспортные средства, должна уплачиваться
государственная пошлина и никакие иные платежи.
Главой 25.3 "Государственная
пошлина" Кодекса уплата государственной пошлины за проведение государственного
технического осмотра транспортных средств органами ГИБДД МВД России не
предусмотрена. Данное действие не относится к юридически значимым действиям, и,
следовательно, за оказание данной услуги должна взиматься отдельная плата в
зависимости от затрат на ее проведение.
Право устанавливать
размеры платы за проведение государственного технического осмотра транспортных
средств, в том числе с использованием средств технического диагностирования,
как за услугу, согласно п. 8 Постановления Правительства Российской Федерации
от 31.07.1998 N 880 "О порядке проведения государственного технического
осмотра транспортных средств, зарегистрированных в Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации" и Приказу МВД России N 708, Минфина России N 61н, Минтранса России N 126 от 03.08.2001, предоставлено
органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в зависимости от
типа транспортного средства, от стоимости работ по проверке транспортного
средства, заработной платы контролеров, накладных расходов, амортизационных
отчислений, арендной платы, обязательных налогов и платежей в бюджет.
Указанное Постановление не противоречит
гл. 25.3 "Государственная пошлина" Кодекса.
Данная позиция подтверждена Определением
Конституционного Суда Российской Федерации от 14.05.2002 N 88-О, в котором Суд
признал положения п. п. 7 и 8 рассматриваемого Постановления Правительства
Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации, а
плату за проведение государственного технического осмотра транспортных средств
- неналоговым платежом.
Платежи, взимаемые за государственный
технический осмотр, предназначены для возмещения расходов публичной власти на
проведение работ по проверке в установленные сроки технического состояния
транспортных средств, в том числе с использованием средств технического
диагностирования, и, следовательно, должны быть соразмерны указанным расходам.
Одновременно сообщается, что с 1 января
2012 г., за исключением отдельных положений, вступает в силу Федеральный закон
от 01.07.2011 N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о
внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(далее - Федеральный закон).
Нормы Федерального закона определяют
порядок организации системы технического осмотра, согласно которому технический
осмотр в Российской Федерации будет проводиться операторами технического
осмотра, аккредитованными уполномоченным профессиональным объединением
страховщиков.
Согласно данному Федеральному закону
документами о прохождении технического осмотра будут являться талон
технического осмотра и международный сертификат технического осмотра, которые
будут составляться на основании диагностической карты, свидетельствующей об
отсутствии не соответствующих обязательным требованиям безопасности
транспортных средств неисправностей.
Также Федеральный закон закрепляет
полномочия Правительства Российской Федерации, органов государственной власти
субъектов Российской Федерации и профессионального объединения страховщиков.
Размер платы за проведение технического
осмотра будет устанавливаться оператором технического осмотра самостоятельно, в
пределах максимальной платы за проведение технического осмотра, установленной
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации. Размер платы будет устанавливаться дифференцированно в зависимости
от сложности, объема проводимых работ и типа транспортного средства, в том
числе с определением стоимости отдельных технологических операций. Методика
расчета максимальной платы за проведение технического осмотра будет
устанавливаться федеральным органом исполнительной власти.
Переходными положениями Федерального
закона предусмотрено, что в течение двух лет со дня вступления в силу
Федерального закона технический осмотр может проводиться по выбору владельца
транспортного средства на станциях и пунктах государственного технического
осмотра либо в пунктах технического осмотра операторов технического осмотра.
Одновременно
следует отметить, что талоны о прохождении государственного технического
осмотра транспортных средств и международные сертификаты технического осмотра,
выданные должностными лицами уполномоченного федерального органа исполнительной
власти в местах проведения государственного технического осмотра, талоны
технического осмотра и международные сертификаты технического осмотра, выданные
операторами технического осмотра, будут иметь равную юридическую силу и будут
продолжать действовать до окончания срока их действия вне зависимости от даты их выдачи.
При этом государственная пошлина,
установленная пп. 41 п. 1 ст. 333.33 Кодекса, будет
уплачиваться только за выдачу должностными лицами уполномоченного федерального
органа исполнительной власти талона о прохождении государственного технического
осмотра транспортных средств.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
31.10.2011