Вопрос: ООО в I
квартале 2011 г. заключило договор с подрядчиком для целей проведения рекламной
акции в отношении продукции ООО.
Услуги по договору были надлежащим
образом выполнены подрядчиком в период с 20.03.2011 по 25.03.2011.
Однако договор о проведении рекламной
акции был подписан ООО и подрядчиком 10.04.2011, т.е. по завершении периода
оказания услуг, являющихся предметом данного договора. Вместе с тем в договоре
согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ была предусмотрена оговорка о том, что его
положения распространяются на отношения сторон, возникшие с 20.03.2011 (с даты фактического начала осуществления услуг подрядчиком).
Возможно ли ООО учесть
затраты на проведение рекламной акции в расходах, учитываемых при формировании
налоговой базы по налогу на прибыль, по вышеуказанному договору и на какую дату
- на 25.03.2011 либо на 10.04.2011, если:
- акт на проведение рекламной акции был
датирован и подписан сторонами по завершении периода оказания услуг 25.03.2011;
- акт на проведение рекламной акции был
датирован и подписан сторонами после оформления договора 10.04.2011?
ООО заказывает подрядчику производство
рекламного видеоролика (объекта интеллектуальной собственности). Подрядчик по
выполнении данных работ передает их результат заказчику вместе с
предоставлением неисключительных прав на ролик сроком в два года в ноябре 2010
г. В данном же месяце ООО начинает эксплуатировать видеоролик для продвижения
продукции ООО.
Вместе с тем
договор на создание видеоролика и предоставление неисключительных прав (не
требующий государственной регистрации) подписывается ООО и подрядчиком в январе
2011 г. В данном договоре согласно п. 2 ст. 425 ГК РФ была предусмотрена
оговорка о том, что его положения распространяются на отношения сторон,
возникшие с ноября 2010 г. (с даты передачи результатов работ по созданию
видеоролика и предоставления
неисключительных прав на него ООО).
Может ли ООО учитывать
при определении налоговой базы по налогу на прибыль (в какой момент) расходы по
созданию видеоролика в ситуациях, когда акт на передачу результатов работ по
созданию видеоролика и предоставление неисключительных прав был подписан ООО и
подрядчиком:
- в ноябре 2010 г.;
- в январе 2011 г. (после оформления
договора)?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 31 октября 2011 г. N 03-03-06/1/703
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо и по вопросам, поставленным в
письме, сообщает следующее.
В соответствии с пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса Российской Федерации
(далее - Кодекс) к прочим расходам, связанным с производством и реализацией,
относятся расходы налогоплательщика на рекламу производимых (приобретенных) и
(или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика,
товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с
учетом положений п. 4 ст. 264 Кодекса.
Как следует из письма, договор с
подрядчиком на проведение рекламной акции был подписан по завершении периода
оказания услуг. При этом в договоре было предусмотрено условие о том, что
действие данного документа распространяется на отношения сторон, возникшие с даты фактического начала осуществления услуг.
Согласно п. 2 ст. 425 Гражданского
кодекса Российской Федерации стороны вправе установить, что условия
заключенного ими договора применяются к их отношениям, возникшим до заключения
договора.
На основании пп. 3 п. 7 ст. 272 Кодекса датой осуществления
внереализационных и прочих расходов признается, если иное не установлено ст.
ст. 261, 262, 266 и 267 Кодекса, дата расчетов в соответствии с условиями
заключенных договоров или дата предъявления налогоплательщику документов,
служащих основанием для произведения расчетов, либо последнее число отчетного
(налогового) периода - для расходов в виде оплаты сторонним организациям за выполненные ими работы (предоставленные услуги).
Таким образом, если
акт о выполнении услуг на проведение рекламной акции был подписан сторонами по
завершении периода оказания услуг, но до заключения договора на проведение
рекламной акции, расходы на оплату услуг сторонней организации на проведение
рекламной акции могут быть включены в налоговую базу по налогу на прибыль в
качестве рекламных расходов на дату подписания акта. При этом в договоре необходимо предусмотреть условие о том, что его
действие распространяется на отношения сторон, возникшие с
даты начала осуществления услуг.
Если акт подписывается сторонами после
заключения договора на оказание услуг, расходы на проведение рекламной акции
учитываются для целей налогообложения прибыли на дату подписания договора.
В отношении учета
расходов на оплату услуг сторонней организации по производству рекламного
ролика считаем, что, если акт приема-передачи подписан сторонами по завершении
оказания услуг, но до заключения договора (при этом договором должно быть
предусмотрено условие, установленное п. 2 ст. 425 Гражданского кодекса
Российской Федерации), расходы на оказание таких услуг учитываются при
определении налоговой базы по налогу на прибыль с момента подписания акта приема-передачи и перехода
неисключительных прав на объект интеллектуальной собственности.
В случае когда акт приема-передачи
подписывается после заключения договора на оказание услуг, затраты на создание
рекламного видеоролика учитываются для целей налогообложения прибыли с момента
подписания сторонами договора.
Одновременно обращаем внимание, что в
соответствии с Регламентом Министерства финансов Российской Федерации,
утвержденным Приказом Минфина России от 23.03.2005 N 45н, в Минфине России не
рассматриваются по существу обращения по практике применения нормативных
правовых актов министерства, а также по оценке конкретных хозяйственных
ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
31.10.2011