Вопрос: В банке
эпизодически совершаются внебиржевые сделки с депозитарными расписками,
выпущенными на основе не обращающихся на организованном рынке ценных бумаг
акций российских и иностранных эмитентов. Указанные депозитарные расписки
активно обращаются на западных биржевых площадках, преимущественно на
Лондонской фондовой бирже (LSE, London Stock Exchange).
Вправе ли банк, в целях исчисления налога
на прибыль, относить депозитарные расписки к ценным бумагам, обращающимся на
организованном рынке ценных бумаг, при проведении внебиржевой сделки с
депозитарными расписками, активно обращающимися на Лондонской фондовой бирже:
- с контрагентом, не являющимся ни
резидентом РФ, ни резидентом Великобритании (страны регистрации Лондонской
фондовой биржи);
- с контрагентом, являющимся, как и банк,
резидентом РФ?
Вправе ли банк использовать для
определения рыночной цены данных депозитарных расписок цены
закрытия Лондонской фондовой биржи?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 2 ноября 2011 г. N 03-03-06/2/168
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке
налогообложения прибыли организаций при совершении операций с ценными бумагами
и сообщает следующее.
В соответствии с п. 3 ст. 280 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) в целях гл. 25 НК РФ ценные бумаги
признаются обращающимися на организованном рынке ценных бумаг только при
одновременном соблюдении следующих условий:
1) если они допущены к обращению хотя бы
одним организатором торговли, имеющим на это право в соответствии с
национальным законодательством;
2) если информация об их ценах
(котировках) публикуется в средствах массовой информации (в том числе
электронных) либо может быть предоставлена организатором торговли или иным
уполномоченным лицом любому заинтересованному лицу в течение трех лет после
даты совершения операций с ценными бумагами;
3) если по ним в течение последних трех
месяцев, предшествующих дате совершения налогоплательщиком сделки с этими
ценными бумагами, рассчитывалась рыночная котировка, если это предусмотрено
применимым законодательством.
В целях указанного пункта под применимым
законодательством понимается законодательство государства, на территории
которого осуществляется обращение ценных бумаг (заключение налогоплательщиком
гражданско-правовых сделок, влекущих переход права собственности на ценные
бумаги). В случаях невозможности однозначно определить, на
территории какого государства заключались сделки с ценными бумагами вне
организованного рынка ценных бумаг, включая сделки, заключаемые посредством
электронных торговых систем, налогоплательщик вправе самостоятельно в
соответствии с принятой им для целей налогообложения учетной политикой выбирать
такое государство в зависимости от места нахождения продавца либо покупателя
ценных бумаг.
Таким образом, при совершении
налогоплательщиком сделки с ценной бумагой признание ее обращающейся на
организованном рынке ценных бумаг осуществляется в соответствии с критериями,
установленными п. 3 ст. 280 НК РФ, применительно к территории государства, в
котором совершается операция (месту совершения сделки), вне зависимости от
налогового статуса контрагента по такой сделке.
При этом, в
случае если сделка совершается на территории Российской Федерации и в
соответствии с п. 3 ст. 280 НК РФ ценная бумага признается в Российской
Федерации не обращающейся на организованном рынке, однако на территории
иностранного государства такая ценная бумага обращается на организованном
рынке, для целей налогообложения прибыли указанная ценная бумага признается не
обращающейся на организованном рынке.
Также сообщаем, что по вопросу применения
Порядка определения расчетной цены ценных бумаг, не обращающихся на
организованном рынке ценных бумаг, в целях 25 главы Налогового кодекса
Российской Федерации, утвержденного Приказом ФСФР России от 09.11.2010 N 10-66/пз-н, следует обращаться в ФСФР России.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым
актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
02.11.2011