Вопрос: В субъекте
РФ применяется система налогообложения в виде ЕНВД в отношении розничной
торговли, осуществляемой через магазины и павильоны с площадью торгового зала
не более 150 кв. м по каждому объекту организации торговли.
В 1997 г. ИП открыл магазин канцелярских
товаров и игрушек на первом этаже здания. Площадь торгового зала - 104 кв. м.
На этот магазин имеются отдельные правоустанавливающие документы.
В 2011 г. ИП расширил магазин за счет
дополнительного помещения на втором этаже здания. Площадь торгового зала на
втором этаже - 254 кв. м. На этот дополнительный торговый зал имеются отдельные
правоустанавливающие документы.
Вход в магазин осуществляется через общий
вестибюль, расположенный на первом этаже здания, а также имеется общая ККТ на оба магазина, общий штат сотрудников, общее
помещение для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже и общий
ассортимент товаров.
Как учитывать площади указанных помещений
для определения величины физического показателя при расчете суммы ЕНВД?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2011 г. N 03-11-11/274
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о
порядке применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный
доход для отдельных видов деятельности и на основании информации,
изложенной в письме, сообщает следующее.
Согласно пп. 6
п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) на
уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности переводится
предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли, осуществляемая
через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по
каждому объекту организации торговли.
При этом исходя из
ст. 346.27 Кодекса к стационарной торговой сети, имеющей торговые залы,
относится торговая сеть, расположенная в предназначенных для ведения торговли
зданиях и строениях (их частях), имеющих оснащенные специальным оборудованием
обособленные помещения, предназначенные для ведения розничной торговли и
обслуживания покупателей. К данной категории
торговых объектов относятся магазины и павильоны.
Под магазином, согласно указанной статье
Кодекса, понимается специально оборудованное здание (его часть),
предназначенное для продажи товаров и оказания услуг покупателям и обеспеченное
торговыми, подсобными, административно-бытовыми помещениями, а также
помещениями для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже.
Площадью торгового зала признается часть
магазина, павильона (открытой площадки), занятая оборудованием, предназначенным
для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания
покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь
рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей.
К площади торгового зала относится также арендуемая часть площади торгового
зала. Площадь подсобных, административно-бытовых помещений, а также помещений
для приема, хранения товаров и подготовки их к продаже, в которых не
производится обслуживание покупателей, не относится к площади торгового зала.
Площадь торгового зала определяется на основании инвентаризационных и
правоустанавливающих документов.
В целях применения
гл. 26.3 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся
любые имеющиеся у организации или индивидуального предпринимателя документы на
объект стационарной торговой сети, содержащие необходимую информацию о
назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта,
а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор
купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение,
планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право
обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).
В соответствии со ст. 346.29 Кодекса при
исчислении суммы единого налога на вмененный доход в отношении
предпринимательской деятельности в сфере розничной торговли, осуществляемой
через магазины и павильоны, используется физический показатель "площадь
торгового зала (в квадратных метрах)".
Учитывая
изложенное, если розничная торговля осуществляется с использованием нескольких
торговых помещений с площадью торгового зала не более 150 кв. м каждого, которые
расположены в одном здании и относятся согласно инвентаризационным и
правоустанавливающим документам к одному магазину, то для определения величины
физического показателя при расчете суммы единого налога на вмененный доход
суммируется площадь всех торговых залов таких помещений.
При этом обращаем
внимание, что предпринимательская деятельность в сфере розничной торговли,
осуществляемая с использованием объекта розничной торговли с площадью торгового
зала свыше 150 кв. м, не подлежит переводу на уплату единого налога на
вмененный доход и должна облагаться налогами в рамках общего режима
налогообложения или в соответствии с упрощенной системой налогообложения.
Если розничная
торговля осуществляется с использованием нескольких помещений с площадью торгового
зала не более 150 кв. м каждого, которые находятся в одном здании, но являются
согласно инвентаризационным и правоустанавливающим документам самостоятельными
магазинами, то при расчете суммы единого налога на вмененный доход учитывается
площадь торгового зала по каждому такому торговому объекту (магазину) в
отдельности исходя из данных, указанных в инвентаризационных и правоустанавливающих документах.
Кроме того,
сообщаем, что согласно Положению о Министерстве финансов Российской Федерации,
утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N
329 (далее - Положение), и Регламенту Минфина России, утвержденному Приказом
Минфина России от 23.03.2005 N 45н (далее - Регламент), в Минфине России
рассматриваются индивидуальные и коллективные обращения граждан и организаций
по вопросам, находящимся в сфере ведения Минфина России.
При этом в соответствии с Положением и
Регламентом в Минфине России, если законодательством не установлено иное, не
рассматриваются по существу обращения по проведению экспертизы договоров,
учредительных и иных документов организаций, а также по оценке конкретных
хозяйственных ситуаций.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.11.2011