Вопрос: Российская
организация, не являющаяся перевозчиком на железнодорожном транспорте, в рамках
договора транспортной экспедиции оказывает услуги по организации перевозок
железнодорожным транспортом грузов по маршруту: от станции отправления на
территории Республики Казахстан через территорию Российской Федерации до
станции назначения на территории Республики Украины.
Облагается ли в Российской Федерации
услуга по организации данной перевозки НДС?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 3 ноября 2011 г. N 03-07-13/01-45
Департамент
налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо о применении налога
на добавленную стоимость в отношении транспортно-экспедиционных услуг,
оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по
перевозке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию
Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза на
территорию иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза, и
сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом
на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ,
услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен
нормами ст. 148 Кодекса.
Согласно пп. 5
п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи, определяется по месту
осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) такие работы
(услуги). При этом согласно п. 2 ст. 148 Кодекса местом
осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) указанные
работы (услуги), признается территория Российской Федерации в случае
присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе
государственной регистрации.
Поскольку
транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основе договора транспортной
экспедиции при организации услуг по перевозке железнодорожным транспортом
товаров, перемещаемых через территорию Российской Федерации с территории
государства - члена Таможенного союза на территорию иностранного государства,
не являющегося членом Таможенного союза, к работам (услугам), перечисленным в
указанных пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, не
относятся, то местом реализации таких услуг, оказываемых российской организацией, признается территория Российской Федерации
и операции по реализации этих услуг подлежат налогообложению налогом на
добавленную стоимость в Российской Федерации по ставкам налога, установленным
ст. 164 Кодекса.
Подпунктом
"г" п. 12 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и
сборах", вступившим в силу с 1 октября 2011 г., п. 1 ст. 164 Кодекса
дополнен пп. 3.1, предусматривающим применение
нулевой ставки налога на добавленную стоимость, в частности, в отношении транспортно-экспедиционных услуг,
оказываемых на основе договора транспортной экспедиции при организации услуг по
перевозке или транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых
через территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не
являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства
- члена Таможенного союза, или с территории государства - члена Таможенного
союза на территорию другого иностранного государства, в том числе являющегося
членом Таможенного союза.
Учитывая
изложенное, транспортно-экспедиционные услуги при организации услуг по
перевозке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию
Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза на
территорию иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза,
оказанные российской организацией по договору транспортной экспедиции начиная с
1 октября 2011 г., облагаются этим налогом по ставке в размере 0 процентов. До 1 октября 2011 г. в отношении указанных услуг на основании п. 3
ст. 164 Кодекса применялась ставка налога в размере 18 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
03.11.2011