Вопрос: Между ИП
(лизингополучателем) и лизинговой организацией (лизингодателем) заключен
договор лизинга, согласно которому лизингодатель приобрел в интересах
лизингополучателя автомобильный кран. Предмет лизинга введен в эксплуатацию.
Договором предусмотрена уплата авансового лизингового платежа, ежемесячных
лизинговых платежей и выкупной стоимости предмета лизинга по истечении срока
лизинга.
Лизингополучатель уплатил авансовый
лизинговый платеж, платит ежемесячные лизинговые платежи. Согласно условиям
договора лизингодатель остается собственником предмета лизинга в течение срока
действия договора (48 месяцев). Приобретение права собственности на предмет
лизинга возможно на основании заключения договора купли-продажи между сторонами
и уплаты лизингополучателем выкупной цены предмета лизинга по истечении срока
лизинга.
Вся ли сумма уплаченного авансового
платежа включается единовременно в расходы того отчетного периода, в котором
произошло заключение договора купли-продажи, в целях исчисления НДФЛ?
По договору предмет лизинга учитывается
на балансе лизингополучателя. Стороны договорились применять ускоренную
амортизацию предмета лизинга с коэффициентом 3.
Правомерно ли начисление амортизации
лизингополучателем и включение ее суммы в расходы отчетного периода при отсутствии
у ИП права собственности на предмет лизинга? В каком порядке происходит
начисление амортизации после заключения договора купли-продажи между сторонами
и перехода права собственности на предмет лизинга лизингополучателю?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 7 ноября 2011 г. N 03-04-05/8-859
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу учета расходов,
связанных с приобретением индивидуальным предпринимателем предмета лизинга, и в
соответствии со ст. 34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее -
Кодекс) разъясняет следующее.
Согласно п. 1 ст.
28 Федерального закона от 29.10.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде
(лизинге)" под лизинговыми платежами понимается общая сумма платежей по
договору лизинга за весь срок действия договора лизинга, в которую входит
возмещение затрат лизингодателя, связанных с приобретением и передачей предмета
лизинга лизингополучателю, возмещение затрат, связанных с оказанием других
предусмотренных договором лизинга услуг, а также доход лизингодателя. В общую сумму договора лизинга может включаться выкупная цена
предмета лизинга, если договором лизинга предусмотрен переход права
собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
В соответствии с абз.
1 п. 1 ст. 221 Кодекса индивидуальные предприниматели имеют право при
исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц на получение
профессионального налогового вычета в сумме фактически произведенных ими и
документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением
доходов.
При этом согласно п. 3 ст. 210 Кодекса
если сумма налоговых вычетов в налоговом периоде окажется больше суммы доходов,
в отношении которых предусмотрена налоговая ставка в размере 13 процентов, то
применительно к этому налоговому периоду налоговая база принимается равной
нулю. На следующий налоговый период разница между суммой налоговых вычетов в
этом налоговом периоде и суммой доходов, в отношении которых предусмотрена
налоговая ставка в размере 13 процентов, не переносится, если иное не
предусмотрено гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса.
Абзацем 2 п. 1 ст. 221 Кодекса
установлено, что состав указанных расходов (то есть фактически произведенных и
документально подтвержденных), принимаемых к вычету, определяется в порядке,
аналогичном порядку определения расходов, установленному гл. 25 "Налог на
прибыль организаций" Кодекса.
Согласно пп. 10
п. 1 ст. 264 Кодекса в составе прочих расходов учитываются арендные
(лизинговые) платежи за арендуемое (принятое в лизинг) имущество.
Таким образом, при определении налоговой
базы по налогу на доходы физических лиц лизинговые платежи могут быть отнесены
к прочим расходам в той части, в которой они уплачены за получение предмета
лизинга во временное владение и пользование, что должно быть подтверждено
документами. Такими документами могут быть, в частности, договор лизинга, акт
приема-передачи лизингового имущества, график лизинговых платежей, выписки
банка, кассовые чеки и расходные кассовые ордера, подтверждающие оплату.
Что касается
начисления амортизации, то согласно пп. 4 п. 15
Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных
предпринимателей, утвержденного Приказом Минфина России и МНС России от
13.08.2002 N 86н/БГ-3-04/430, начисление амортизации производится только на
принадлежащее индивидуальному предпринимателю на праве собственности имущество,
результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной
собственности, непосредственно используемые для осуществления предпринимательской
деятельности и приобретенные за плату.
Следовательно, первоначальная стоимость
основного средства, принимаемого к учету индивидуальным предпринимателем
(выкупная стоимость автомобильного крана и дополнительные расходы, связанные с
приобретением), списывается на расходы посредством начисления амортизации
только после выполнения обязательств по его оплате и перехода права
собственности на данное имущество.
Учет амортизируемого имущества и расчет
амортизации производятся в разд. II "Расчет амортизации основных
средств" Книги учета доходов и расходов и хозяйственных операций
индивидуального предпринимателя.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
07.11.2011