Вопрос: Об отсутствии оснований для внесения дополнительных требований к
участникам размещения заказа в соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального
закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров,
выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд"
при размещении заказов на поставку технических средств реабилитации инвалидов.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 8 ноября 2011 г. N 02-11-00/4882
Министерство
финансов Российской Федерации по вопросу исполнения пп.
2.1 п. 2 Протокола заседания Совета при Президенте Российской Федерации по
делам инвалидов от 23.06.2011 N 5 в части установления в соответствии с ч. 2.2
ст. 11 Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ "О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и
муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 94-ФЗ) дополнительных требований, в том числе
квалификационных требований, к участникам размещения заказов при размещении
заказов на поставки современных качественных технических средств реабилитации
инвалидов для федеральных нужд, а также нужд субъектов Российской Федерации или
муниципальных нужд сообщает.
Статья 11
Федерального закона N 94-ФЗ устанавливает обязательные требования к участникам
размещения заказа при размещении заказа путем проведения торгов (ч. 1), а также
предусматривает возможные требования к участникам размещения заказа при
размещении заказа путем проведения торгов, которые могут быть установлены
заказчиком (ч. 2 и 2.1) и Правительством Российской Федерации (ч. 3).
В соответствии с ч.
2 ст. 22, ч. 2 ст. 34, ч. 1, 4 ст. 41.6, ст. 43 Федерального закона N 94-ФЗ
документация о торгах и запрос котировок должны содержать требования,
установленные заказчиком к качеству, техническим характеристикам товара,
требования к безопасности, требования к функциональным характеристикам
(потребительским свойствам) товара, требования к размерам, упаковке, отгрузке
товара, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия поставляемого
товара потребностям заказчика.
При этом в соответствии с ч. 1 ст. 12
Федерального закона N 94-ФЗ при рассмотрении заявок на участие в торгах
участник размещения заказа не допускается к участию в торгах в случае
несоответствия требованиям, установленным в соответствии со ст. 11 Федерального
закона N 94-ФЗ, а также в случае если заявка участника
размещения заказа на участие в торгах не соответствует требованиям документации
о торгах.
В соответствии с ч. 4 ст. 22, ч. 4 ст.
34, ч. 3 ст. 41.6 Федерального закона N 94-ФЗ заказчик вправе, а в отдельных
случаях обязан устанавливать требование об обеспечении исполнения контракта.
Данная мера направлена на защиту интересов Российской Федерации, субъектов
Российской Федерации и муниципальных образований от недобросовестных участников
размещения заказов.
В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального
закона N 94-ФЗ в государственные и муниципальные контракты включается
обязательное условие о порядке осуществления заказчиком приемки поставляемых
товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг на соответствие их количества,
комплектности, объема и качества требованиям, установленным в таком контракте.
Кроме того, пп.
3 ч. 4 ст. 22 Федерального закона N 94-ФЗ установлена обязанность заказчика о
включении в документацию о торгах требования к
гарантийному обслуживанию и к расходам на обслуживание товара.
Таким образом,
Министерство финансов Российской Федерации полагает, что Федеральный закон N
94-ФЗ содержит необходимые нормы, позволяющие обеспечить качественную закупку
технических средств реабилитации инвалидов у добросовестных участников рынка
путем установления со стороны заказчика требований к участникам размещения
заказа, корректных технических требований к оборудованию, к условиям его
поставки, пусконаладке и гарантийному обслуживанию, а
также путем использования механизмов обеспечения исполнения контракта,
исполнения требований к гарантийному
обслуживанию.
Вместе с тем следует отметить, что
качество закупаемого товара напрямую связано с корректностью установленных
технических требований к оборудованию. Механизмом по снижению вышеуказанных
рисков может служить создание стандартных спецификаций предметов контрактов,
систематизированных по видам экономической деятельности, в том числе с учетом
особенностей поставок товаров, работ, услуг по классам, подклассам, а также
группам, подгруппам.
Подготовку указанных спецификаций
предлагается осуществить в рамках мероприятий по реализации п. п. 3 и 3.1 Плана
разработки проектов нормативных актов Правительства Российской
Федерации и ведомственных актов по вопросам планирования и исполнения
государственного заказа, одобренного Правительством Российской Федерации 12
января 2011 г.
Министерство финансов Российской
Федерации считает, что установление дополнительных требований к участникам
размещения заказа при размещении заказов на поставку технических средств
реабилитации инвалидов приведет к сокращению участников размещения заказов, что
может повлечь существенный рост цен на технические средства реабилитации
инвалидов и, как следствие, увеличение расходов бюджетных средств. Вместе с тем
установление дополнительных требований, в том числе квалификационных
требований, к участникам размещения заказов не гарантирует качества полученных
товаров и услуг.
Принимая во
внимание изложенное, а также учитывая, что квалификационные требования к
участникам размещения заказа должны быть проверяемы, администрируемы, носить
недискриминационный характер, Министерство финансов Российской Федерации не
поддерживает предложения по установлению дополнительных требований к участникам
размещения заказа в соответствии с ч. 2.2 ст. 11 Федерального закона N 94-ФЗ
при размещении заказов на поставку технических средств реабилитации инвалидов.
А.М.ЛАВРОВ
08.11.2011