Вопрос: О порядке
учета субсидий, полученных индивидуальными предпринимателями на создание
собственного бизнеса в рамках программ финансовой поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства в 2009, 2010 гг., а также в 2011 г., для целей
исчисления налога, уплачиваемого в связи с применением УСН.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2011 г. N 03-11-11/285
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу применения упрощенной
системы налогообложения и на основании информации, изложенной в письме,
сообщает следующее.
В соответствии со ст. 346.15 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налогоплательщики, применяющие
упрощенную систему налогообложения, при определении налоговой базы учитывают
доходы от реализации в порядке, установленном ст. 249 Кодекса, и
внереализационные доходы в порядке, установленном ст. 250 Кодекса. При
определении налоговой базы не учитываются доходы, указанные в ст. 251 Кодекса.
Согласно пп. 14
п. 1 ст. 251 Кодекса к доходам, не учитываемым при налогообложении, относятся
доходы в виде имущества, полученного налогоплательщиком в рамках целевого
финансирования. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого
финансирования, обязаны вести раздельный учет доходов (расходов), полученных
(произведенных) в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у
налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные
средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения. К
средствам целевого финансирования относится имущество, полученное
налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному
организацией (физическим лицом) - источником целевого финансирования или
федеральными законами, в том числе в виде полученных грантов.
Грантами
признавались денежные средства или иное имущество, предоставляемое на
безвозмездной и безвозвратной основах российскими физическими лицами,
некоммерческими организациями, а также иностранными и международными организациями
и объединениями по Перечню таких организаций, утверждаемому Правительством
Российской Федерации, на осуществление конкретных программ в области
образования, искусства, культуры, охраны здоровья населения (направления -
СПИД, наркомания, детская онкология, включая онкогематологию,
детская эндокринология, гепатит и туберкулез), охраны окружающей среды, защиты прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных
законодательством Российской Федерации, социального обслуживания малоимущих и
социально незащищенных категорий граждан, а также на проведение конкретных
научных исследований.
Таким образом, средства, полученные
индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему
налогообложения, на создание собственного бизнеса, не являются грантами в целях
ст. 251 Кодекса. Указанные средства следует учитывать в порядке,
предусмотренном гл. 26.2 Кодекса, в качестве внереализационных доходов.
Вышеизложенный порядок налогообложения распространяется в том числе на средства, полученные
индивидуальными предпринимателями в 2009 и 2010 гг.
11 марта 2011 г.
вступил в силу Федеральный закон от 07.03.2011 N 23-ФЗ "О внесении
изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации о порядке
учета доходов и расходов субъектов малого и среднего предпринимательства при
оказании им финансовой поддержки", который установил новый порядок
налогообложения субсидий, получаемых организациями и предпринимателями в рамках
специальных программ финансовой поддержки субъектов малого и среднего
предпринимательства. Внесенные
изменения распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г. (п.
2 ст. 2 данного Федерального закона).
Так, средства финансовой поддержки в виде
субсидий, полученные в соответствии с Федеральным законом "О развитии
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", отражаются
в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет
этого источника, но не более двух налоговых периодов с даты
получения. Если по окончании второго налогового периода сумма полученных
средств финансовой поддержки превысит сумму признанных расходов, фактически
осуществленных за счет этого источника, разница между указанными суммами в
полном объеме отражается в составе доходов этого налогового периода.
Указанный порядок признания субсидий
применяют налогоплательщики, перешедшие на применение упрощенной системы
налогообложения как с объектом в виде доходов, так и с объектом налогообложения
в виде доходов, уменьшенных на величину расходов.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.11.2011