Вопрос: В соответствии с п. 44 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической
энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов
электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к
электрическим сетям, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004
N 861 (далее - Правила), заявители - юридические лица и индивидуальные
предприниматели, имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства общей присоединенной мощностью свыше 15 и до 100 кВт включительно, в
отношении которых были осуществлены после 1 января 2009 г. в установленном
порядке мероприятия по фактическому присоединению к электрическим сетям, и
внесшие плату за технологическое присоединение к электрическим сетям в полном
объеме, вправе направить сетевой организации, к электрическим сетям которой
присоединены указанные энергопринимающие устройства,
в течение 5 лет с даты фактического присоединения указанных устройств требование о возврате денежных средств, ранее уплаченных
такими заявителями по договору, за объем невостребованной присоединенной
мощности в отношении энергопринимающих устройств
такого заявителя (далее - требование о возврате денежных средств).
Согласно положениям п. 48 Правил в случае
подтверждения достоверности сведений, указанных в требовании о возврате
денежных средств и документах, предусмотренных п. 46 настоящих Правил, сетевая
организация обязана направить заявителю в течение 30 дней с даты получения
указанных документов подписанные ею скорректированные
исключительно с учетом уменьшения объема присоединенной и максимальной мощности
энергопринимающих устройств на объем невостребованной
присоединенной мощности, указанный в требовании о возврате денежных средств,
следующие документы, которые направляются заявителю заказным письмом с
уведомлением о вручении: а) технические условия, б) акт о разграничении
эксплуатационной ответственности сторон, в) акт о разграничении балансовой
принадлежности электрических сетей, г) акт об осуществлении технологического
присоединения.
В соответствии с п. 49 Правил
сетевая организация обязана перечислить сумму ранее уплаченных заявителем по
договору денежных средств (без учета налогов) за объем невостребованной
присоединительной мощности по реквизитам, указанным заявителем в требовании о
возврате денежных средств, в течение 15 рабочих дней с даты поступления в
сетевую организацию подписанных заявителем документов, указанных в п. 48
настоящих Правил.
Согласно положениям ст. 265 НК РФ в
состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией,
включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно
не связанной с производством и (или) реализацией. Перечень таких расходов,
приведенный в указанной статье, является открытым.
В соответствии с абз.
3 п. 1 ст. 54 НК РФ налогоплательщик вправе провести перерасчет налоговой базы
и суммы налога за налоговый (отчетный) период, в котором выявлены ошибки
(искажения), относящиеся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в тех
случаях, когда такие ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога.
Является ли
операция по возврату суммы ранее уплаченных заявителем по договору об
осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям денежных
средств за объем невостребованной присоединительной мощности внереализационным
расходом сетевой организации или ее следует квалифицировать в соответствии со
ст. 54 НК РФ как ошибку (искажение) в исчислении налоговой базы по налогу на
прибыль организаций?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 15 ноября 2011 г. N 03-03-06/1/759
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу о порядке
налогообложения прибыли организаций при возврате платы за объем
невостребованной присоединенной мощности и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 54 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налогоплательщики-организации
исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных
регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально
подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с
налогообложением.
При обнаружении ошибок (искажений) в
исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам,
в текущем налоговом (отчетном) периоде перерасчет налоговой базы и суммы налога
производится за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения).
Постановлением Правительства Российской
Федерации от 27.12.2004 N 861 утверждены Правила технологического присоединения
энергопринимающих устройств потребителей
электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также
объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным
лицам, к электрическим сетям (далее - Правила).
В соответствии с п.
44 Правил заявители - юридические лица и индивидуальные предприниматели,
имеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающие устройства общей присоединенной мощностью
свыше 15 и до 100 кВт включительно, в отношении которых были осуществлены после
1 января 2009 г. в установленном порядке мероприятия по фактическому
присоединению к электрическим сетям, и внесшие плату за технологическое
присоединение к электрическим
сетям в полном объеме, вправе направить сетевой организации, к электрическим
сетям которой присоединены указанные энергопринимающие
устройства, в течение 5 лет с даты фактического присоединения указанных
устройств требование о возврате денежных средств, ранее уплаченных такими
заявителями по договору, за объем невостребованной присоединенной мощности при
условии соответствующего уменьшения объема присоединенной мощности в отношении энергопринимающих устройств такого заявителя.
Возврат сетевой
организацией денежных средств, ранее уплаченных заявителями, за объем
невостребованной присоединенной мощности на основании указанного положения
Правил не может рассматриваться как ошибка при исчислении налоговой базы по
налогу на прибыль в налоговом периоде, в котором такая плата была получена,
поскольку указанные операции были отражены в налоговом учете исходя из
документально подтвержденных фактических данных о полученных доходах.
Учитывая изложенное,
возврат указанной платы следует учитывать в составе внереализационных расходов
с учетом требований ст. 252 НК РФ.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил,
конкретизирующих нормативные предписания, не является нормативным правовым
актом и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и
сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
15.11.2011