Вопрос: Уставный
капитал ООО полностью состоит из вклада общероссийской общественной организации
инвалидов. Организация имеет филиалы в других субъектах РФ, выделенные на
отдельные балансы, использует труд инвалидов во всех своих структурных
подразделениях.
1. Как определяется среднесписочная
численность инвалидов и доля их заработной платы в фонде
оплаты труда в целях определения права на получение льготы по налогу на прибыль?
2. Как определяется среднесписочная
численность инвалидов и доля их заработной платы в фонде
оплаты труда в целях определения права на получение льготы по налогу на
имущество организаций? Следует ли учитывать в целях получения льгот по
налогу на прибыль и налогу на имущество организаций показатели численности
организации в целом или показатели численности инвалидов, работающих в
структурном подразделении?
3. Как определяется среднесписочная
численность инвалидов и доля их заработной платы в фонде оплаты труда в целях
определения права использовать пониженные тарифы страховых взносов?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 21 ноября 2011 г. N 03-02-07/1-399
В Департаменте налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрено письмо по вопросам о порядке
определения среднесписочной численности инвалидов и доли их заработной платы в
фонде оплаты труда в целях использования налоговых льгот, льгот по уплате
страховых взносов и сообщается следующее.
1. Согласно ст. 247 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения по налогу на
прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком.
Для российских организаций прибылью
признается полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов,
которые определяются в соответствии с гл. 25 Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса
налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов
(за исключением расходов, указанных в ст. 270 Кодекса).
Расходами признаются обоснованные и
документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных ст. 265
Кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
Согласно пп. 38 п. 1 ст. 264 Кодекса в целях налогообложения по
налогу на прибыль организаций учитываются расходы, осуществленные
налогоплательщиком - организацией, использующей труд инвалидов, в виде средств,
направленных на цели, обеспечивающие социальную защиту инвалидов, если от
общего числа работников такого налогоплательщика инвалиды составляют не менее
50 процентов и доля расходов на оплату труда инвалидов в расходах на оплату
труда составляет не менее 25
процентов.
2. Согласно п. 3 ст. 381 Кодекса от
налогообложения налогом на имущество организаций освобождаются общероссийские
общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы
общественных организаций инвалидов), среди членов которых инвалиды и их
законные представители составляют не менее 80 процентов, - в отношении
имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности. Кроме того, от налогообложения освобождаются организации, уставный
капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных
организаций инвалидов, если среднесписочная численность инвалидов среди их
работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда -
не менее 25 процентов, - в отношении имущества, используемого ими для
производства и (или) реализации товаров (за исключением подакцизных товаров,
минерального сырья и иных полезных ископаемых, а также иных товаров по
перечню, утверждаемому Правительством Российской Федерации по согласованию с
общероссийскими общественными организациями инвалидов), работ и услуг (за
исключением брокерских и иных посреднических услуг).
Общественные
организации инвалидов, не имеющие статуса общероссийских, а также организации,
созданные такими общественными организациями, не вправе применять льготу,
установленную п. 3 ст. 381 Кодекса, если иное не предусмотрено
законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 372 Кодекса
законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации вправе
устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество организаций и основания
для их использования налогоплательщиком.
Статьей 14 Федерального закона от
19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" установлена
зависимость статуса общественных объединений от их территориальной сферы
деятельности. Под общероссийским общественным объединением понимается
объединение, которое осуществляет свою деятельность в соответствии с уставными
целями на территориях более половины субъектов Российской Федерации и имеет там
свои структурные подразделения - организации, отделения или филиалы и
представительства.
В соответствии с Федеральным законом от
19.05.1995 N 82-ФЗ структурные подразделения общероссийской общественной
организации могут являться самостоятельными юридическими лицами.
Следовательно,
региональное отделение общероссийской общественной организации инвалидов,
являющееся самостоятельным юридическим лицом, вправе использовать налоговые
льготы, предусмотренные п. 3 ст. 381 Кодекса, если его уставные документы и документы
о государственной регистрации подтверждают, что отделение является структурным
подразделением конкретной общероссийской общественной организации инвалидов, и
если численность инвалидов и их законных представителей соответствует
численности, установленной абз. 1 данного пункта.
Показатели численности инвалидов среди
работников организации и доли их заработной платы в фонде оплаты труда
установлены в гл. 25 и 30 Кодекса для организации в целом, а не для отдельного
структурного подразделения, в котором работают инвалиды.
3. Согласно ст. 28
Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в
Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской
Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования Российской
Федерации и территориальные фонды обязательного медицинского страхования"
плательщики страховых взносов имеют право получать от федерального органа
исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования,
письменные ответы на вопросы, касающиеся применения законодательства
Российской Федерации о страховых взносах.
По вопросам об использовании преимуществ,
в том числе пониженных тарифов страховых взносов, следует обращаться в
Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, на
которое возложены указанные выше функции.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
21.11.2011