Вопрос: О налогообложении НДС услуг по предоставлению железнодорожного
подвижного состава для перевозки грузов через территорию РФ между двумя
иностранными государствами, не являющимися членами Таможенного союза; о
неприменении Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте и
импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе от
25.01.2008 при оказании услуг на основании договора, заключенного между
хозяйствующими субъектами РФ или между хозяйствующим субъектом РФ и иностранным
лицом, не являющимся хозяйствующим субъектом государства - члена Таможенного
союза; о налогообложении НДС услуг по организации перевозки порожних вагонов
между двумя пунктами, находящимися за пределами РФ.
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 23 ноября 2011 г. N 03-07-08/329
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики, рассмотрев письмо о применении налога на
добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению железнодорожного
подвижного состава и организации перевозки порожних вагонов, оказываемых
российской организацией, сообщает.
В соответствии с п. 1 ст. 146 Налогового
кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом
на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ,
услуг) и передаче имущественных прав на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации
работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен
нормами ст. 148 Кодекса.
Согласно пп. 5
п. 1 ст. 148 Кодекса место реализации работ (услуг), не предусмотренных пп. 1 - 4.1 п. 1 данной статьи, определяется по месту
осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) такие работы
(услуги). При этом согласно п. 2 ст. 148 Кодекса местом
осуществления деятельности организации, выполняющей (оказывающей) указанные
работы (услуги), признается территория Российской Федерации в случае
присутствия этой организации на территории Российской Федерации на основе
государственной регистрации.
Поскольку услуги по
предоставлению железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов по
маршруту, предусматривающему перевозку этих грузов с территории иностранного
государства, не являющегося членом Таможенного союза, через территорию
Российской Федерации на территорию другого иностранного государства, не
являющегося членом Таможенного союза, к работам (услугам), перечисленным в
указанных пп. 1 - 4.1 п. 1 ст. 148 Кодекса, не
относятся, то местом реализации таких услуг, оказываемых российской организацией, признается территория Российской
Федерации и операции по реализации этих услуг подлежат
налогообложению налогом на добавленную стоимость в Российской Федерации по
ставкам налога, установленным ст. 164 Кодекса.
Подпунктом
"г" п. 12 ст. 2 Федерального закона от 19.07.2011 N 245-ФЗ "О
внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской
Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и
сборах", вступившим в силу с 1 октября 2011 г., п. 1 ст. 164 Кодекса
дополнен пп. 3.1, предусматривающим применение
нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении услуг по предоставлению принадлежащего на праве
собственности или на праве аренды (в том числе финансовой аренды (лизинга))
железнодорожного подвижного состава для осуществления услуг по перевозке или
транспортировке железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через
территорию Российской Федерации с территории иностранного государства, не
являющегося членом Таможенного союза, в том числе через территорию государства
- члена Таможенного союза, или с территории государства - члена Таможенного
союза на территорию другого иностранного государства, в том числе
являющегося членом Таможенного союза.
Учитывая
изложенное, оказанные российской организацией услуги по предоставлению
железнодорожного подвижного состава для перевозки грузов по маршруту,
предусматривающему перевозку этих грузов с территории иностранного государства,
не являющегося членом Таможенного союза, через территорию Российской Федерации
на территорию другого иностранного государства, не являющегося членом
Таможенного союза, облагаются налогом на добавленную стоимость по нулевой
ставке при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных
п. 4.1 ст. 165 Кодекса.
До 1 октября 2011 г. ставка налога на
добавленную стоимость в размере 0 процентов применялась на основании пп. 3 п. 1 ст. 164 Кодекса и п. 4 ст. 165 Кодекса.
По вопросу
применения положений Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при
экспорте и импорте товаров, выполнении работ, оказании услуг в Таможенном союзе
от 25.01.2008 и Протокола о порядке взимания косвенных налогов при выполнении
работ, оказании услуг в Таможенном союзе от 11.12.2009 при оказании услуг по
предоставлению железнодорожного подвижного состава сообщаем, что указанные положения
регламентируют порядок взимания налога на добавленную стоимость по работам (услугам), выполняемым (оказываемым) на основании
договорных обязательств между хозяйствующими субъектами, являющимися
налогоплательщиками разных государств - членов Таможенного союза. В связи с
этим данные положения в отношении услуг по предоставлению железнодорожного
состава, оказываемых на основании договора между хозяйствующими субъектами
Российской Федерации или договора, сторонами которого являются хозяйствующий
субъект Российской Федерации и иностранное лицо, не являющееся хозяйствующим
субъектом государства - члена Таможенного союза, не применяются.
Что касается
налогообложения налогом на добавленную стоимость услуг по организации перевозки
порожних вагонов между двумя пунктами, расположенными за пределами территории
Российской Федерации, оказываемых российской организацией, то на основании
вышеуказанных норм пп. 5 п. 1 ст. 148 Кодекса местом
реализации таких услуг признается территория Российской Федерации и в соответствии
с п. 3 ст. 164 Кодекса в отношении них применяется ставка налога на добавленную стоимость в размере 18 процентов.
Одновременно сообщаем, что настоящее
письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные
предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом
Минфина России от 07.08.2007 N 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет
информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства
Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться
нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от
трактовки, изложенной в настоящем письме.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
Н.А.КОМОВА
23.11.2011