Вопрос: Физическое
лицо, имеющее четверых детей, не получает доходов.
В 2008 г. физическому лицу была
предоставлена квартира по договору социального найма. В июле 2009 г. физическое
лицо приватизировало квартиру на себя и двух несовершеннолетних детей.
Квартиру физическое лицо планировало
обменять на другую квартиру. В результате в 2010 г. обмен квартиры был оформлен
как договор купли-продажи. Суммы за продажу квартиры и покупку новой квартиры,
указанные в договорах, совпадали (8 200 000 руб.). Указанные договоры были
зарегистрированы Федеральной регистрационной службой в один день (21.06.2010).
Денежные средства в наличной либо безналичной форме в результате продажи
квартиры физическое лицо фактически не получало, так как указанная сумма пошла
в зачет покупаемой (обмениваемой) квартиры. Право собственности на вновь
приобретенную квартиру оформлено на физическое лицо и несовершеннолетних детей
в соответствии с требованиями органов опеки.
Физическое лицо представило в налоговый
орган декларацию по НДФЛ с указанием стоимости проданной и купленной квартир.
Налоговый орган указал на необходимость уплатить НДФЛ с доходов от продажи
квартиры с учетом имущественного налогового вычета в размере около 700 000 руб.
В связи с тяжелым материальным положением физическое лицо не может уплатить
указанную сумму.
Существуют ли основания, позволяющие
освободить физическое лицо от уплаты НДФЛ в указанном случае?
Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 24 ноября 2011 г. N 03-04-05/7-940
Департамент налоговой и
таможенно-тарифной политики рассмотрел письмо по вопросу получения имущественного
налогового вычета по налогу на доходы физических лиц и в соответствии со ст.
34.2 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) разъясняет
следующее.
Подпунктом 1 п. 1
ст. 220 Кодекса установлено, что при определении размера налоговой базы
налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в
суммах, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи жилых
домов, квартир, комнат, включая приватизированные жилые помещения, дач, садовых
домиков или земельных участков и долей в указанном имуществе, находившихся в
собственности налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 1 000 000 руб., а также в суммах, полученных в налоговом
периоде от продажи иного имущества, находившегося в собственности
налогоплательщика менее трех лет, но не превышающих в целом 250 000 руб.
Вместо использования права на получение
имущественного налогового вычета, предусмотренного данным подпунктом,
налогоплательщик вправе уменьшить сумму своих облагаемых налогом доходов на
сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов,
связанных с получением этих доходов.
Сумма дохода, превышающая сумму
примененного имущественного налогового вычета, облагается налогом на доходы
физических лиц в общеустановленном порядке по ставке 13 процентов.
В то же время при
покупке квартиры налогоплательщик, в соответствии с пп.
2 п. 1 ст. 220 Кодекса, при определении размера налоговой базы имеет право на
получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной им, в
частности, на приобретение на территории Российской Федерации квартиры, комнаты
или доли (долей) в них, но не более 2 000 000 руб.
Если продажа жилого помещения и покупка
нового жилья (с оформлением документов, подтверждающих право собственности на
него) произведены в одном налоговом периоде, то налогоплательщик вправе
воспользоваться имущественными налоговыми вычетами, установленными пп. 1 и 2 п. 1 ст. 220 Кодекса.
Одновременно сообщаем, что в соответствии
с пп. 4 п. 1 ст. 21 Кодекса налогоплательщики вправе
получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на
условиях, установленных Кодексом.
Согласно пп. 6
п. 1 ст. 63 Кодекса принятие решений об изменении срока уплаты налога на доходы
физических лиц, подлежащего уплате физическими лицами, не являющимися
индивидуальными предпринимателями, в части доходов, при получении которых налог
не удерживается налоговыми агентами, входит в компетенцию налоговых органов по
месту жительства этих лиц. Решения об изменении сроков уплаты налога с
указанных доходов принимаются в части сумм, подлежащих зачислению в бюджеты
субъектов Российской Федерации, местные бюджеты, по согласованию с финансовыми
органами соответствующих субъектов Российской Федерации и муниципальных
образований.
На основании п. 1 ст. 64 Кодекса отсрочка
или рассрочка по уплате налога представляет собой изменение срока уплаты налога
при наличии оснований, предусмотренных гл. 9 Кодекса, на срок, не превышающий
один год, соответственно с единовременной или поэтапной уплатой суммы
задолженности.
В п. 2 ст. 64 Кодекса установлены
основания, при наличии хотя бы одного из которых заинтересованному лицу может
быть предоставлена отсрочка или рассрочка по уплате налога.
В соответствии с п. 5 ст. 64 Кодекса
заявление о предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога подается
заинтересованным лицом в соответствующий уполномоченный орган, в данном случае
- налоговый орган по месту жительства физического лица. К заявлению о
предоставлении отсрочки или рассрочки по уплате налога прилагаются документы,
указанные в данной статье Кодекса.
Таким образом, для получения отсрочки
(рассрочки) по уплате налога на доходы физических лиц с доходов, полученных от
продажи квартиры, Вы можете обратиться с заявлением в налоговый орган по месту
жительства.
Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
24.11.2011