ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 15 июля 2009 г. N 14-111/32689
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
В связи с многочисленными обращениями
таможенных органов по проблеме отказов уполномоченных банков в предоставлении
таможенным органам документов и информации на основании отсутствия порядка
взаимодействия уполномоченных банков с таможенными органами, предусмотренного
пунктом 6 статьи 22 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном
регулировании и валютном контроле" (далее - Закон), а также статьи 26
Федерального закона от 02.12.1990 N 395-1 "О банках и банковской
деятельности" разъясняем.
На основании положений пункта 3 статьи
363, пункта 7 статьи 403 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК
России), а также подпункта 3 пункта 1 и пункта 4 статьи 23 Закона таможенные
органы с целью выполнения возложенных на них функций агентов валютного контроля
вправе запрашивать и получать от резидентов и нерезидентов (включая
уполномоченные банки) документы и информацию, связанные с проведением валютных
операций, открытием и ведением счетов.
Отсутствие установленного Банком России
порядка передачи уполномоченными банками информации таможенным органам не
является основанием для отказа в представлении запрашиваемых документов и
информации, поскольку в этом случае таможенный орган вправе запросить любой
документ, относящийся к контролируемым валютным операциям, если он входит в
перечень, определенный пунктом 4 статьи 23 Закона.
Отказ банка в предоставлении информации
на основании сохранения банковской тайны также является необоснованным, так как
таможенные органы запрашивают у уполномоченных банков копии документов,
относящихся к уже имеющейся у таможенных органов банковской информации,
полученной в соответствии с Соглашением от 28.11.2006 N 01-48/12 "Об
информационном взаимодействии Центрального банка Российской Федерации и
Федеральной таможенной службы" в электронном виде из Банка России и
хранящейся в центральной базе данных валютного контроля (ЦБД ВК) ФТС России,
включая паспорта сделок и ведомости банковского контроля, а получение
надлежащим образом заверенных копий указанных документов необходимо таможенному
органу для процессуального подтверждения совершенного резидентом правонарушения
и/или преступления.
При получении отказа уполномоченного
банка в предоставлении документов и информации (справок по операциям и счетам
юридического лица и (или) граждан, осуществляющих предпринимательскую
деятельность без образования юридического лица; доверенностей и установочных
данных на лиц, представляющих интересы участника внешнеэкономической
деятельности в уполномоченном банке, в том числе копии банковской карточки;
копии контракта с дополнениями и изменениями к нему; копий ГТД, представленных
в уполномоченный банк в качестве подтверждающих документов; ведомости
банковского контроля; копий документов, подтверждающих совершение валютных
операций, в том числе, SWIF-посланий) предлагаем следующий порядок действий.
Таможенному органу следует направить в
уполномоченный банк повторный мотивированный запрос, в котором указать на
конкретные признаки предполагаемых нарушений валютного законодательства, о
представлении на основании статьи 363 ТК России и статьи 26 Федерального закона
от 02.12.1990 N 395-1 справок по операциям и счетам юридических лиц и (или)
граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования
юридического лица, связанным с выполнением обязательств по конкретному
внешнеторговому контракту (паспорту сделки), с напоминанием об административной
ответственности, предусмотренной статьей 19.7 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях (далее - КоАП России), за непредставление в
таможенный орган сведений (информации), представление которых предусмотрено
законом и необходимо для осуществления этим таможенным органом его законной
деятельности.
Рекомендуем к такому запросу приложить
имеющиеся в таможенном органе копии паспорта сделки и ведомости банковского
контроля, распечатанные на бумажном носителе на основе информации, содержащейся
в ЦБД ВК, с просьбой об их надлежащем заверении уполномоченным банком и
направлении их в таможенный орган.
При получении отказа в представлении справок
по операциям и счетам юридических лиц и (или) граждан, осуществляющих
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, связанным с
выполнением обязательств по конкретному внешнеторговому контракту (паспорту
сделки), таможенному органу следует рассмотреть вопрос о возбуждении в
отношении уполномоченного банка дела об административном правонарушении по
статье 19.7 КоАП России.
В случае отсутствия достаточных
материалов для возбуждения дела об административном правонарушении по статье 15.25
КоАП России продолжение проверочных мероприятий возможно во взаимодействии с
соответствующим территориальным органом Федеральной службы финансово-бюджетного
надзора, в регионе деятельности которого осуществлена государственная
регистрация участника внешнеэкономической деятельности, с учетом права
Федеральной службы финансово-бюджетного надзора запрашивать и получать от
уполномоченных банков необходимые документы в соответствии с Постановлением
Правительства от 24 февраля 2009 г. N 166 "О порядке представления
органами и агентами валютного контроля в орган валютного контроля,
уполномоченный Правительством Российской Федерации, необходимых для
осуществления его функций документов и информации". Порядок реализации
такого взаимодействия будет доведен дополнительно после согласования с
Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Прошу довести данную информацию до
сведения подчиненных таможенных органов и должностных лиц.
С Главным управлением таможенных
расследований и дознания согласовано.
Начальник Управления
торговых ограничений,
валютного и экспортного контроля
полковник таможенной службы
П.А.БАКЛАКОВ