ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 октября 2009 г. N 01-11/51814
О ПРИМЕНЕНИИ ПОЛОЖЕНИЙ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 26 ДЕКАБРЯ 2008 ГОДА N 294-ФЗ
В ФТС России поступают обращения
таможенных органов по вопросу применения Федерального закона от 26 декабря 2008
года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального
контроля" (далее - Федеральный закон) к деятельности таможенных органов
при организации и проведении таможенного контроля после выпуска товаров.
Доводим до сведения позицию ФТС России по
данному вопросу, поддержанную Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Федеральным законом устанавливается
порядок организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей органами, уполномоченными на осуществление государственного
контроля (надзора) и муниципального контроля.
В соответствии со статьей 2 Федерального
закона под государственным контролем (надзором) понимается деятельность
уполномоченных органов государственной власти, направленная на предупреждение,
выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, их руководителями и иными
должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными
представителями требований, установленных законодательством Российской
Федерации. Особенности организации и проведения проверок при осуществлении
таможенного контроля в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и
сроков их проведения, могут устанавливаться другими федеральными законами (п. 4
ст. 1 Федерального закона).
В соответствии с п. 1 ст. 3 Таможенного
кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) отношения в области
таможенного дела, в том числе отношения, возникающие в процессе таможенного
оформления и таможенного контроля, регулируются таможенным законодательством.
Согласно ст. 403 ТК России осуществление
таможенного контроля является одной из функций таможенных органов. Формы и
порядок его проведения устанавливаются главой 35 ТК России. Исходя из положений
п. 1 ст. 14 ТК России, предметом проверки являются товары (транспортные
средства), оформленные по конкретной таможенной декларации, в зависимости от заявленных
целей перемещения через таможенную границу и сведений о них. В силу ст. 361 ТК
России срок, в течение которого осуществляется таможенный контроль после
выпуска товаров, ограничен одним годом после утраты ими статуса находящихся под
таможенным контролем.
Таким образом, деятельность таможенных
органов по осуществлению таможенного контроля в отношении перемещаемых через
таможенную границу товаров регулируется таможенным законодательством и не
подлежит согласованию с органами прокуратуры в порядке, предусмотренном
Федеральным законом.
Вместе с тем проверочные мероприятия,
проводимые таможенными органами у таможенных брокеров, владельцев складов
временного хранения, владельцев таможенных складов и таможенных перевозчиков,
должны соответствовать общим требованиям Федерального закона, поскольку их
предметом является соблюдение требований и условий осуществления указанными
лицами соответствующего вида деятельности.
Проведение плановых проверок
осуществляется на основании ст. 9 Федерального закона. При этом, вступающая в
силу с 1 января 2010 года часть 6 этой статьи, предусматривает, что в срок до 1
ноября года, предшествующего проведению плановых проверок, органы
государственного контроля (надзора) направляют в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации, проекты ежегодных планов проведения
проверок в органы прокуратуры. Центральным аппаратом ФТС России указанные
проекты планов направляются в Генеральную прокуратуру Российской Федерации,
региональными таможенными управлениями - в транспортные прокуратуры на правах
субъектов Российской Федерации, таможни - в транспортные прокуратуры на правах
районных, по месту осуществления деятельности юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей.
Внеплановые проверки субъектов малого и
среднего предпринимательства могут проводиться по основаниям, перечисленным в
ст. 10 Федерального закона, а в случаях, предусмотренных п. 5 названной статьи,
после согласования с транспортными прокурорами. Согласование внеплановых
проверок производится по месту осуществления юридических лиц и индивидуальных
предпринимателей. Проверки, проводимые центральным аппаратом ФТС России и
региональными таможенными управлениями, согласовываются транспортными
прокурорами, на правах субъектов Российской Федерации, таможнями - транспортными
прокурорами на правах районных.
Руководитель
действительный государственный
советник таможенной службы
Российской Федерации
А.Ю.БЕЛЬЯНИНОВ