ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 30 апреля 2010 г. N 01-11/21796
О НАЛИЧНЫХ РАСЧЕТАХ ЗА ТОПЛИВО И ГОРЮЧЕ-СМАЗОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
В связи с обращениями таможенных органов
по вопросам квалификации деяний резидентов по выявленным случаям наличных
расчетов резидентов с нерезидентами за перемещаемые через таможенную границу
Российской Федерации в таможенном режиме перемещения припасов топлива и
горюче-смазочных материалов (далее - ГСМ) в рамках внешнеторговых договоров
(контрактов), условиями которых предусмотрена заправка воздушных судов в
аэропортах, а также судов иностранных государств в речных и морских портах на
территории Российской Федерации, сообщаем.
В соответствии с абзацем 1 пункта 2
статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном
регулировании и валютном контроле" (далее - Закон) расчеты при
осуществлении валютных операций производятся юридическими лицами - резидентами
через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения
которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации. Однако в
соответствии с абзацем 4 пункта 2 статьи 14 Закона (в ред. Федерального закона
от 10.12.2003 N 267-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О
валютном регулировании и валютном контроле") юридические лица - резиденты
могут осуществлять без использования банковских счетов в уполномоченных банках
расчеты с нерезидентами в наличной иностранной валюте и валюте Российской
Федерации за обслуживание воздушных судов иностранных государств в аэропортах,
судов иностранных государств в речных и морских портах, а также при оплате
нерезидентами аэронавигационных, аэропортовых и портовых сборов на территории
Российской Федерации.
Законом, Воздушным кодексом Российской
Федерации (далее - ВК России) и иными законодательными актами Российской
Федерации не определено понятие "обслуживание судов".
При этом с учетом позиции Министерства
транспорта Российской Федерации как федерального органа исполнительной власти,
осуществляющего функции по выработке государственной политики и
нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, а также
морского и внутреннего водного транспорта, разъясняем, что исходя из положений
пункта 1 статьи 69 ВК России все виды обслуживания полетов воздушных судов
отнесены к обеспечению полетов воздушных судов. При этом в соответствии с
пунктом 3 указанной статьи правила и условия обеспечения полетов воздушных
судов устанавливаются федеральными авиационными правилами. В соответствии с
главой VIII Федеральных авиационных правил "Подготовка и выполнение
полетов в гражданской авиации Российской Федерации", утвержденных Приказом
Министерства транспорта Российской Федерации от 31.07.2009 N 128,
авиатопливообеспечение полетов является неотъемлемой частью обеспечения полетов
и соответственно обслуживания воздушного судна.
Согласно перечню тарифов и услуг по
обслуживанию воздушных судов, в том числе и обеспечению ГСМ (Приказ
Министерства транспорта Российской Федерации от 02.10.2000 N 110 "Об
аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных
судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве
Российской Федерации"), данные тарифы и соответственно услуги отнесены к
тарифам и услугам по обслуживанию воздушных судов, следовательно, реализацию
ГСМ также следует относить к обслуживанию воздушных судов.
В отношении обслуживания судов в речных и
морских портах на территории Российской Федерации необходимо отметить, что
действующие нормативные правовые акты в области морского и речного транспорта
не содержат определение понятия "обслуживание судов".
В то же время на морском и речном
транспорте заправка судов топливом и ГСМ определяется как бункеровка судов. В
соответствии с пунктом 63.22.16 Общероссийского классификатора видов
экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС ред. 1.1), утвержденного Приказом
Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст, снабженческое (шипчандлерское)
обслуживание судов включает бункеровку судов топливом.
По мнению Министерства транспорта
Российской Федерации, заправка судов топливом и ГСМ (бункеровка судов)
представляет собой один из видов обслуживания судов в морских и речных портах
Российской Федерации.
Таким образом, при выявлении случаев
расчетов между нерезидентами и резидентами за топливо и ГСМ в наличной
иностранной валюте и валюте Российской Федерации, минуя банковские счета в
уполномоченных банках, в счет исполнения обязательств по обслуживанию воздушных
судов в аэропортах, а также судов иностранных государств в речных и морских
портах на территории Российской Федерации в действиях резидентов отсутствуют
признаки незаконной валютной операции, ответственность за совершение которой
установлена частью 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях.
Прошу довести настоящее письмо до
сведения подчиненных должностных и иных заинтересованных лиц.
Заместитель руководителя
генерал-лейтенант
таможенной службы
С.О.ШОХИН