ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 28 мая 2010 г. N 18-12/26517
О НАПРАВЛЕНИИ ИНФОРМАЦИИ
На обращение ФТС России Верховный Суд
Российской Федерации в письме от 12.03.2010 N 5/общ-884 изложил правовую
позицию по вопросу, связанному с определением территориальной подсудности дел
об административных правонарушениях (далее - АП), возбужденных по части 1
статьи 20.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
(далее - КоАП России) в отношении иностранных граждан.
В соответствии с частью 1 статьи 29.5
КоАП России дела об АП, возбужденные по части 1 статьи 20.25 КоАП России, подлежат
рассмотрению по месту совершения правонарушения.
Поскольку объективную сторону
рассматриваемого правонарушения образует противоправное бездействие, то
согласно подпункту "з" пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 24.03.2005 N 5 "О некоторых вопросах, возникающих
у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях" местом совершения АП в форме бездействия следует считать
место, где должно было быть совершено действие, выполнена возложенная на лицо
обязанность.
Исходя из положений Закона Российской
Федерации от 25.06.1993 N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на
свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской
Федерации" и Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ "О
миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской
Федерации" Верховным Судом Российской Федерации сделан вывод, что местом
совершения АП, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП России, является место
жительства или пребывания лиц в пределах Российской Федерации независимо от их
гражданства.
Таким образом, местом совершения
иностранным лицом АП, предусмотренного частью 1 статьи 20.25 КоАП России,
является адрес регистрации иностранного гражданина по месту жительства или
учета иностранного гражданина по месту пребывания в Российской Федерации.
Учитывая правовую позицию Верховного Суда
Российской Федерации о территориальной подсудности дел об АП, предусмотренных
частью 1 статьи 20.25 КоАП России, рекомендуем направлять материалы дел об АП в
порядке статьи 23.1 КоАП России в отношении:
физических лиц - граждан Российской
Федерации по месту жительства (при отсутствии постоянного места жительства - по
месту последней по времени регистрации по месту пребывания);
иностранных граждан (лиц без
гражданства), временно пребывающих или постоянно (временно) проживающих в
Российской Федерации, по месту последнего по времени пребывания (проживания);
юридических лиц, учрежденных в Российской
Федерации, по месту регистрации на территории России;
иностранных юридических лиц, иностранных
граждан (лиц без гражданства), незарегистрированных в Российской Федерации, по
месту нахождения таможенного органа, в регионе деятельности которого совершено
АП.
В целях соблюдения территориальной подсудности
дел об АП в отношении иностранных граждан (лиц без гражданства) по части 1
статьи 20.25 КоАП России до возбуждения такого дела и для установления
последнего по времени места жительства (пребывания) или регистрации необходимо
руководствоваться документами, полученными при производстве по делу об АП, по
которому вынесено постановление о назначении административного наказания и
возбуждено исполнительное производство, визовыми и таможенными документами, а
также сведениями из адресно-справочного бюро.
Кроме того, на основании Соглашения о
взаимодействии Федеральной таможенной службы Российской Федерации и Федеральной
миграционной службы Российской Федерации от 11.03.2008 (письмо ФТС России от
20.03.2008 N 17-18/10437) в отношении постоянно (временно) проживающих в
Российской Федерации иностранных граждан (лиц без гражданства) возможно
направление письменного запроса в территориальные органы ФМС России.
Начальник Главного управления
таможенных расследований и дознания
генерал-лейтенант таможенной службы
А.П.КИЗЛЫК