ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 17 октября 2005 г. N 05-11/36026
О ПРИМЕНЕНИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРИ УСЛОВНОМ ВЫПУСКЕ ТОВАРОВ
Главное управление федеральных таможенных
доходов ФТС России, рассмотрев обращения СЗТУ от 05.07.2005 N 07-01-16/12714,
от 14.09.2005 N 07-01-16/17555 и от 15.09.2005 N 07-01-16/17727ф по вопросам,
возникающим при таможенном оформлении товаров, ввозимых в счет вклада в
уставный капитал, в том числе применения обеспечения уплаты таможенных
платежей, сообщает следующее.
Согласно статье 151 Таможенного кодекса
Российской Федерации товары, условно выпущенные со льготами по уплате
таможенных пошлин и налогов, могут использоваться только в целях,
соответствующих условиям предоставления льгот. Согласно статье 337 Таможенного
кодекса Российской Федерации условный выпуск может осуществляться с
обеспечением уплаты таможенных платежей, за исключением случаев, когда сумма
подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, пеней и процентов составляет
менее 20 тысяч рублей и когда таможенный орган имеет основания полагать, что
обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.
До таможенных органов были доведены
положения Кодекса о применении обеспечения уплаты таможенных платежей при ввозе
товаров с предоставлением льгот по уплате таможенных платежей при отсутствии
необходимых документов, подтверждающих правомерность применения льгот
(распоряжение ГТК России от 17.03.2004 N 118-р "О размере обеспечения
уплаты таможенных платежей"), и о полномочиях начальников таможенных
органов принимать решение о необходимости внесения обеспечения уплаты
таможенных платежей (письмо ГТК России от 26.04.2004 N 01-06/15406 "О предоставлении
обеспечения уплаты таможенных платежей").
Необходимость в обеспечении уплаты
таможенных платежей может быть обусловлена различными ситуациями, например, в
случаях, когда на дату таможенного оформления ввозимых в уставный капитал
товаров в таможенный орган представляются учредительные документы организации,
не содержащие необходимых сведений для обоснованного применения льгот
(отсутствуют сведения о составе вклада (имущественный или денежный), о
принадлежности его определенному участнику (российскому или иностранному), о
сроке формирования (увеличения) уставного капитала и др.); когда участник ВЭД
выбирает для таможенного оформления ввозимых в уставный капитал товаров
таможню, которая не может осуществлять контроль за их целевым использованием
из-за перемещения данных товаров в другой регион; когда на момент оформления
товара у организации на балансе недостаточно денежных средств либо иного
имущества, на которое может быть обращено взыскание для погашения задолженности
по уплате условно начисленных сумм таможенных пошлин, налогов и др.
Таким образом, таможенный орган в каждой
конкретной ситуации вправе самостоятельно решать вопрос о необходимости
обеспечения уплаты таможенных платежей. Таможенным кодексом Российской
Федерации определены виды обеспечения, которые могут приниматься таможенным
органом с учетом каждой ситуации. Основной вопрос, который должен быть
урегулирован в таких случаях, - срок возврата обеспечения таможенных платежей.
При этом Таможенным кодексом Российской Федерации срок применения обеспечения не
ограничен. Возврат обеспечения производится после представления участником ВЭД
необходимых документов и выполнения соответствующих обязательств. По мнению
ГУФТД, полным исполнением обязательств перед таможенными органами в случаях
ввоза на таможенную территорию Российской Федерации изношенных автомобилей в
уставный (складочный) капитал организаций могут быть: выпуск для свободного
обращения; помещение под режим уничтожения, отказа в пользу государства,
обращения товаров в федеральную собственность; фактический вывоз с таможенной
территории Российской Федерации.
С учетом изложенного предложение СЗТУ о
полной отмене распоряжения ГТК России от 17.03.2004 N 118-р ГУФТД не
поддерживает, так как не видит для этого оснований, а предложение СЗТУ о
целесообразности внесения в данное распоряжение соответствующих изменений может
быть рассмотрено при представлении подготовленных СЗТУ конкретных вариантов
таких изменений.
Что касается применения на практике
таможенными органами положений Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ
"Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" о предоставлении
льгот по уплате таможенных пошлин и налогов только в отношении товаров,
ввозимых в качестве вкладов в уставные капиталы организаций, для реализации
приоритетных инвестиционных проектов, утвержденных Правительством Российской
Федерации, то это является прямым нарушением норм таможенного законодательства
и законодательства о налогах и сборах, которыми установлены конкретные виды
федеральных налогов (таможенных платежей) и определены конкретные льготы по их
уплате. Это Закон Российской Федерации "О таможенном тарифе",
Налоговый кодекс Российской Федерации и Таможенный кодекс Российской Федерации.
Ограничения по применению льгот по уплате
федеральных налогов (таможенных платежей) могут быть установлены только путем
внесения изменений в Закон Российской Федерации "О таможенном
тарифе", Налоговый и Таможенный кодексы Российской Федерации. Никакими
иными законодательными актами (в том числе Федеральным законом N 160-ФЗ)
применение льгот по уплате таможенных платежей ограничено быть не может.
В этой связи заключение СЗТУ о том, что
"отсутствие иных утвержденных Правительством Российской Федерации
приоритетных инвестиционных проектов формально позволяет таможенным органам
Северо-Западного федерального округа в принципе отказывать декларантам в
предоставлении таможенных и налоговых льгот при ввозе товаров в качестве
вкладов в уставный капитал" является совершенно необоснованным, так как
полностью противоречит действующему законодательству о налогах и сборах и,
таким образом, абсолютно неприменимым в практике таможенных органов.
Первый заместитель
начальника Главного управления
федеральных таможенных доходов
генерал-майор
таможенной службы
Ю.А.ХРАМОВ