МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 31 января 2006 г. N 01-06/2955
О ВВОЗЕ НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫХ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ
8704 ТН ВЭД РОССИИ, ФИЗИЧЕСКИМИ ЛИЦАМИ
ФТС России в связи с поступающими
запросами таможенных органов и изданием распоряжения ФТС России от 30.11.2005 N
532-р "Об упорядочении правовой базы таможенного дела" разъясняет
следующее.
На основании пункта 69 Положения о
паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств (далее -
Положение о ПТС), утвержденного Приказом МВД России, Минпромэнерго России,
Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом
России 29.07.2005, рег. N 6842), снятие установленных таможенным органом
ограничений по использованию и распоряжению транспортным средством производится
таможенным органом по письменному заявлению в произвольной форме собственника
или владельца транспортного средства.
Согласно абзацу второму пункта 69
Положения о ПТС при снятии наложенных ограничений в разделе "Особые
отметки" паспорта напротив строки "20. Таможенные ограничения"
паспорта транспортного средства таможенным органом проставляется отметка:
"Ограничения по использованию и распоряжению транспортным средством
сняты", а также указывается наименование, номер и дата документа об уплате
таможенных платежей или решения таможенного органа о снятии установленных
ограничений либо номер пункта и наименование нормативного акта с датой издания
и регистрационным номером, на основании которого ограничения были сняты.
Учитывая изложенное, в тех случаях, когда
соответствующие ограничения в паспорте были установлены на основании положений
правового акта, признанного недействующим на основании распоряжения ФТС России
от 30.11.2005 N 532-р "Об упорядочении правовой базы таможенного
дела", таможенным органам следует принимать решения о снятии установленных
ограничений по письменному заявлению в произвольной форме собственника или
владельца транспортного средства с оформлением принятого решения согласно
порядку, установленному пунктом 69 Положения о ПТС, руководствуясь следующими
положениями законодательства Российской Федерации.
Согласно пункту 44 Положения о паспортах
транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств, утвержденного
Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от
23.06.2005 N 496/192/134 (зарегистрирован Минюстом России 29.07.2005, рег. N
6842) в строке 20 "Таможенные ограничения" указываются установленные
таможенными органами в соответствии с законодательством Российской Федерации
ограничения по пользованию и (или) распоряжению транспортными средствами,
ввозимыми на территорию Российской Федерации. Если ограничения не были
установлены, в данной строке производится запись: "не установлены".
Возможность применения специальной
таможенной процедуры перемещение товаров физическими лицами (глава 23
Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России)) обусловлена
предназначением товаров/транспортных средств (далее - товары). Предназначение
товаров для личного пользования либо для осуществления предпринимательской
деятельности определяется таможенным органом исходя из заявления физического
лица о товарах, их характера и количества, а также из частоты перемещения
товаров через таможенную границу.
Пунктом 6 статьи 282 ТК России четко
определено, что товары, ввозимые на таможенную территорию в соответствии с
данной статьей, рассматриваются для таможенных целей как выпущенные для
свободного обращения.
Кроме того, согласно положениям статьи
151 ТК России условному выпуску подлежат товары в случае, если льготы по уплате
таможенных пошлин, налогов в соответствии с законодательством Российской
Федерации сопряжены с ограничением по пользованию и распоряжению товарами.
Согласно положениям Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе"
от 21.05.1993 N 5003-1 (далее - Закон) тарифной льготой, предоставляемой в
отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации
физическими лицами и не предназначенных для производственной или иной
коммерческой деятельности в соответствии с ТК России, является только полное
освобождение от уплаты пошлины (статья 34, подп. "и" статьи 35
Закона). При этом применение в отношении транспортных средств, классифицируемых
в товарной позиции 8704 ТН ВЭД России, единой ставки таможенных пошлин, налогов
в размере 30 процентов таможенной стоимости указанных транспортных средств не
является предоставлением тарифной льготы в виде снижения ставки пошлины,
поскольку статья 37 Закона допускает предоставление указанной тарифной льготы
только в отношении категорий товаров по перечню, установленному данной статьей.
В указанный перечень не включены товары, ввозимые на таможенную территорию
Российской Федерации в рамках соответствующих специальных таможенных процедур,
установленных ТК России.
Положениями пункта 3 статьи 151 и пункта
3 статьи 185 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что при перемещении
физическими лицами товаров, предназначенных для личных, семейных, домашних и
иных не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности нужд,
порядок уплаты налога на добавленную стоимость и акциза, подлежащих уплате в
связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации,
определяется ТК России.
Согласно положениям главы 23 ТК России
применение единых ставок таможенных пошлин, налогов не является льготой по
уплате таможенных пошлин, налогов и установлено общим порядком уплаты
таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную
границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования (пункт
2 статьи 287 ТК России).
Таким образом, ограничения на пользование
и распоряжение транспортными средствами, классифицируемыми в товарной позиции
8704 ТН ВЭД России и ввезенными в соответствии со статьей 282 ТК России (т.е. в
отношении которых были уплачены таможенные платежи и произведено таможенное
оформление в соответствии с нормами таможенного законодательства Российской
Федерации), не могут быть установлены.
При таможенном оформлении товаров,
перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами,
должностным лицам таможенных органов в случаях возникновения спорных вопросов
необходимо учитывать, что основанием для отказа в таможенном оформлении товаров
в порядке, установленном главой 23 ТК России, является только факт установления
предназначения их как товаров, связанных с осуществлением предпринимательской
деятельности. Толкование положений таможенного законодательства Российской
Федерации таким образом, что общий порядок уплаты таможенных платежей должен
навязываться физическим лицам в тех случаях, когда сумма таможенных пошлин,
налогов, исчисленных по ставкам, применяемым в рамках общего порядка, выше, чем
в неторговом обороте, не соответствует сути и смыслу таможенного
законодательства Российской Федерации.
Заместитель руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ