ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 9 февраля 2006 г. N 01-06/4153
О НАПРАВЛЕНИИ ОБЗОРА ПРАВОПРИМЕНИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Для использования в практической
деятельности направляем Обзор практики рассмотрения ФТС России жалоб физических
и юридических лиц на решения, действия (бездействие) таможенных органов в сфере
таможенного дела за второе полугодие 2005 года.
Заместитель руководителя
генерал-полковник
таможенной службы
Ю.Ф.АЗАРОВ
Приложение
к письму ФТС России
от 09.02.2006 N 01-06/4153
ОБЗОР
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ ФТС РОССИИ ЖАЛОБ ФИЗИЧЕСКИХ
И ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ НА РЕШЕНИЯ, ДЕЙСТВИЯ
(БЕЗДЕЙСТВИЯ)
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА
ЗА ВТОРОЕ ПОЛУГОДИЕ 2005 ГОДА
1. Отсутствие документов, подтверждающих
право владения земельным участком, заявляемым в качестве территории,
прилегающей к помещению склада временного хранения, не является основанием для
отказа во включении лица в Реестр владельцев складов временного хранения.
ЗАО "Г Т-М" обратилось в
Московскую северную таможню с заявлением о включении его в Реестр владельцев
складов временного хранения открытого типа.
Письмом Московской северной таможни ЗАО
"Г Т-М" было отказано во включении в данный Реестр в связи с
невыполнением организацией требований статьи 107 Таможенного кодекса Российской
Федерации (отсутствие правоустанавливающего документа, подтверждающего право
владения земельным участком, заявляемым в качестве территории, прилегающей к
помещению склада).
Не согласившись с вышеуказанным решением
Московской северной таможни, ЗАО "Г Т-М" обжаловало его в ФТС России.
В соответствии с пунктом 1 статьи 109
Таможенного кодекса Российской Федерации одним из условий включения в Реестр
владельцев складов временного хранения является владение (нахождение в
собственности или в хозяйственном ведении либо в аренде) помещениями и (или)
открытыми площадками, предназначенными для использования в качестве склада
временного хранения и отвечающими установленным требованиям (статья 107
Кодекса). Пунктом 3 статьи 110 Таможенного кодекса Российской Федерации
установлено, что к заявлению о включении в Реестр владельцев складов временного
хранения должны прилагаться документы, подтверждающие право владения
помещениями и (или) открытыми площадками, предназначенными для использования в
качестве склада временного хранения.
Согласно пункту 2 статьи 107 Таможенного
кодекса Российской Федерации к помещениям, предназначенным для использования в
качестве склада временного хранения, должна прилегать охраняемая территория,
оборудованная для стоянки транспортных средств, перевозящих товары, на время,
необходимое для завершения внутреннего таможенного транзита.
Статьей 109 Таможенного кодекса
Российской Федерации и Приказом ГТК России от 26.09.2003 N 1070 "Об
утверждении Положения о порядке включения в Реестр владельцев складов
временного хранения" требование о необходимости представления лицом,
подающим заявление о включении в Реестр владельцев складов временного хранения,
документов, подтверждающих право владения земельным участком, заявляемым в
качестве территории, прилегающей к помещению склада, не предусмотрено.
Учитывая изложенное, отказ Московской
северной таможни во включении ЗАО "Г Т-М" в Реестр владельцев складов
временного хранения в связи с отсутствием документов, подтверждающих право
владения земельным участком, заявляемым в качестве территории, прилегающей к
помещению склада, был признан неправомерным.
2. Крупногабаритные и тяжеловесные
товары, для проведения погрузочно-разгрузочных работ в отношении которых
требуется специальное оборудование, могут рассматриваться как товары, требующие
особых условий хранения для целей применения таможенной процедуры временного хранения
на складе получателя товаров, предусмотренной статьей 117 Таможенного кодекса
Российской Федерации. При этом данная процедура предполагает, что лицо,
осуществляющее временное хранение, должно выступать в качестве получателя
товаров.
ФТС России была рассмотрена жалоба ООО
"Г" на решение Сыктывкарской таможни об отказе в выдаче ООО
"Л" разрешения на временное хранение товаров на складе получателя.
В ходе рассмотрения жалобы было
установлено, что ООО "Л" обратилось в Сыктывкарскую таможню с
заявлением о выдаче разрешения на временное хранение на арендуемом обществом
складе товаров, поставляемых по контракту, заключенному между ООО "Г"
и ООО "Д".
Сыктывкарской таможней в выдаче
разрешения на хранение товаров на складе получателя заявителю было отказано. В
качестве основания отказа в выдаче ООО "Л" разрешения на хранение
товаров на складе получателя Сыктывкарской таможней было указано, что заявитель
не имеет разрешения на применение упрощенных процедур в соответствии со статьей
68 Таможенного кодекса Российской Федерации, а представленные документы не
подтверждают необходимости применения особых условий хранения товара. Кроме
того, Сыктывкарской таможней было указано, что ООО "Л" не
представлено документов, подтверждающих полномочия организации в отношении данного
товара.
Согласно статье 117 Таможенного кодекса
Российской Федерации временное хранение может осуществляться на складе
получателя товаров в одном из следующих случаев:
- при применении специальных упрощенных
процедур для отдельных лиц;
- при необходимости временного хранения
товаров, требующих особых условий хранения, если в разумной близости от места
получения товаров отсутствует склад временного хранения, приспособленный для
хранения таких товаров;
- если получателем товаров являются государственные
органы или учреждения.
Принимая во внимание, что товары являлись
крупногабаритными и тяжеловесными, что было подтверждено представленными
заявителем в Сыктывкарскую таможню документами (сведениями о товарах,
контрактом), и для проведения погрузочно-разгрузочных работ требовалось
специальное оборудование, ФТС России был сделан вывод о том, что они могли
рассматриваться как товары, требующие особых условий хранения. Вывод
Сыктывкарской таможни относительно того, что вышеуказанные товары не требуют
особых условий хранения и в связи с этим не могут быть допущены к хранению на
складе получателя, был признан необоснованным.
Вместе с тем таможенная процедура,
предусмотренная статьей 117 Таможенного кодекса Российской Федерации,
предполагает, что лицо, осуществляющее временное хранение, должно выступать в
качестве получателя товаров. В соответствии с пунктом 45 Правил совершения
таможенных операций при временном хранении товаров, утвержденных Приказом ГТК
России от 03.09.2003 N 958, заявление для получения разрешения на временное
хранение на складе получателя товаров может быть подано лицом, которое имеет
полномочия в отношении товаров и во владении (нахождение в собственности или в
хозяйственном ведении либо в аренде) которого находятся помещения и (или)
открытые площадки, где предполагается хранить товары.
Согласно контракту, заключенному между
ООО "Г" и ООО "Д", грузополучателем товара является ЗАО
"Я". Документы, представленные ООО "Л" в Сыктывкарскую
таможню, не подтверждали полномочий данной организации в отношении указанного
товара, в связи с чем решение Сыктывкарской таможни об отказе в выдаче
разрешения на временное хранение товаров на складе получателя было признано
правомерным.
3. Нарушение таможенных правил может быть
основанием для невыпуска товаров только в том случае, если оно совершено в
отношении товаров, о выпуске которых принимается решение.
ООО "И" на таможенный пост
Северный Санкт-Петербургской таможни были поданы ГТД на ввезенные товары, в том
числе металлические корпусы, предназначенные для сборки блоков персональных
компьютеров.
Актами таможенного досмотра было
установлено, что по ряду ГТД к таможенному оформлению фактически были
предъявлены товары в количестве меньшем, чем указано в товаросопроводительных
документах и заявлено в таможенных декларациях, а по ряду ГТД - в количестве,
соответствующем заявленному в таможенных декларациях, но меньшем, чем указано в
товаросопроводительных документах.
Указанные обстоятельства послужили
основанием для возбуждения Санкт-Петербургской таможней дел об административных
правонарушениях по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях по факту недоставки товаров, перевозимых в
соответствии с внутренним таможенным транзитом, в место доставки, и по части 3
статьи 16.1 и части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об
административных правонарушениях по факту сообщения таможенному органу
недостоверных сведений о количестве грузовых мест при прибытии на таможенную
территорию Российской Федерации и по факту недекларирования по установленной
форме товаров, подлежащих декларированию.
В связи с возбуждением дел об
административных правонарушениях товар, заявленный ООО "И" к
таможенному оформлению, в трехдневный срок, установленный статьей 152
Таможенного кодекса Российской Федерации, выпущен не был.
Решением Санкт-Петербургской таможни по
жалобе ООО "И" бездействие таможенного поста Северный по таможенному
оформлению заявленных по вышеуказанным таможенным декларациям товаров признано
правомерным, в удовлетворении требований заявителю отказано.
В качестве обоснования невыпуска товара в
установленный срок Санкт-Петербургская таможня сослалась на подпункт 1 пункта 1
статьи 149 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которому выпуск
товаров осуществляется таможенными органами в сроки, предусмотренные статьей
152 Таможенного кодекса Российской Федерации, в случае, если при таможенном
оформлении и проверке товаров таможенными органами не было выявлено нарушений
таможенного законодательства Российской Федерации, за исключением случаев,
когда выявленные нарушения не являются поводами к возбуждению дела об
административном правонарушении.
Однако указанное условие выпуска товаров
предполагает, что нарушение таможенных правил должно быть совершено в отношении
товаров, о выпуске которых принимается решение. Данный вывод также следует из
пункта 1 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации, в соответствии с
которым не осуществляется выпуск тех товаров, в отношении которых не соблюдены
условия выпуска, предусмотренные статьей 149 Таможенного кодекса Российской
Федерации. В данном случае таможенным постом Северный Санкт-Петербургской
таможни не были выпущены в установленный срок товары, заявленные в таможенных
декларациях, перемещенные через таможенную границу без нарушений таможенных
правил.
В соответствии с пунктом 1 статьи 26.6
Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под
вещественными доказательствами по делу об административном правонарушении
понимаются орудия совершения или предметы административного правонарушения, в
том числе орудия совершения или предметы административного правонарушения,
сохранившие на себе его следы. Предметом административного правонарушения
являются только те товары и транспортные средства, в отношении которых лицом не
выполнена или выполнена ненадлежащим образом обязанность, установленная в
соответствии с Таможенным кодексом Российской Федерации, что влечет наступление
административной ответственности.
Исходя из изложенного, товар,
доставленный в таможенный орган назначения, не может являться предметом
административного правонарушения по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях, а товар, сведения о котором
заявлены в таможенной декларации, - предметом административного правонарушения
по части 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных
правонарушениях.
Товары, заявленные к таможенному
оформлению по вышеуказанным таможенным декларациям, не являлись предметами
административных правонарушений и не были изъяты в качестве вещественных
доказательств по делам об административных правонарушениях, в связи с чем они
неправомерно не были выпущены в установленный статьей 152 Таможенного кодекса
Российской Федерации трехдневный срок.
По тем же основаниям ФТС России признано
неправомерным бездействие таможенного поста Северный Санкт-Петербургской
таможни по невыпуску в установленный срок товара, заявленного к таможенному
оформлению ООО "Т-Л".
4. Таможенный контроль на границе
Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен в отношении только двух
категорий товаров: происходящих из Российской Федерации и происходящих из
Республики Беларусь. Таможенное оформление иностранных товаров, выпущенных в
свободное обращение на территории названных государств, производится в общеустановленном
порядке. Освобождение от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товара,
выпущенного в свободное обращение на таможенной территории Российской
Федерации, затем вывезенного в Республику Беларусь и впоследствии вновь
ввезенного в Российскую Федерацию, может быть предоставлено в рамках
таможенного режима реимпорта.
ФТС России была рассмотрена жалоба ООО
"Х" на отказ Ногинской таможни в возврате заявителю таможенных
платежей, уплаченных в отношении товара, оформленного обществом в соответствии
с таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления. В ходе рассмотрения
данной жалобы ФТС России были установлены следующие обстоятельства принятия
обжалуемого решения.
В апреле 2005 года Ногинской таможней был
оформлен в режиме выпуска для внутреннего потребления товар - пластиковая
сборная строительная конструкция: павильон выставочный "Мицубиси
Хардметал" в комплекте, в разобранном виде, ввезенный в Российскую
Федерацию ООО "Х".
Спустя два месяца после выпуска товара
общество обратилось в Ногинскую таможню с заявлением о возврате таможенных
платежей, уплаченных им в отношении ввезенного товара, указав, что этот товар
уже был выпущен для свободного обращения на таможенной территории Российской
Федерации годом ранее - в апреле 2004 года. Затем в марте 2005 года товар был
вывезен в Республику Беларусь для участия в седьмой международной выставке
"Металлообработка 2005". По окончании выставки, при ввозе товара на
таможенную территорию Российской Федерации он был помещен должностными лицами
Смоленской таможни на СВХ, а затем направлен под таможенным сопровождением в
Ногинскую таможню, где был повторно оформлен в таможенном отношении.
В решении ФТС России по жалобе ООО
"Х" было указано следующее.
По состоянию на момент ввоза товара в
Российскую Федерацию положениями Соглашения между Правительством Российской
Федерации и Правительством Республики Беларусь от 06.01.1995 "О таможенном
союзе", Указа Президента Российской Федерации от 25.05.1995 N 525 "Об
отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации с Республикой
Беларусь" и Постановления Правительства Российской Федерации от 23.06.1995
N 583 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от
25.05.1995 N 525 "Об отмене таможенного контроля на границе Российской Федерации
с Республикой Беларусь" отменен таможенный контроль на границе Российской
Федерации с Республикой Беларусь в отношении товаров, происходящих из
Российской Федерации или из Республики Беларусь, а декларирование товаров,
происходящих из Российской Федерации и вывозимых в Республику Беларусь, и
товаров, происходящих из Республики Беларусь и ввозимых в Российскую Федерацию,
производится в упрощенном порядке.
Таким образом, таможенный контроль на
границе Российской Федерации с Республикой Беларусь отменен в отношении только
двух категорий товаров: происходящих из Российской Федерации и происходящих из
Республики Беларусь. Таможенное оформление иностранных товаров, выпущенных в
свободное обращение на территории указанных государств, производится в
общеустановленном порядке.
Кроме того, при вывозе товары, выпущенные
для свободного обращения на таможенной территории Российской Федерации,
утрачивают статус российских в силу пункта 2 статьи 11 Таможенного кодекса
Российской Федерации.
Учитывая изложенное, а также то, что
страной происхождения товара, оформленного ООО "Х" в апреле 2005
года, согласно графе 16 таможенной декларации являлась Германия, данный товар
при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации из Республики Беларусь
подлежал таможенному оформлению в общем порядке, предусмотренном Таможенным
кодексом Российской Федерации.
Согласно положению статьи 156 Таможенного
кодекса Российской Федерации товар помещается под один из таможенных режимов по
выбору лица.
Товар по заявлению ООО "Х" был
выпущен в соответствии с таможенным режимом выпуска для внутреннего
потребления, содержание которого предполагает уплату таможенных пошлин и
налогов, за исключением случаев условного выпуска товаров (статья 164
Таможенного кодекса Российской Федерации).
Положением пункта 1 статьи 355
Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что излишне уплаченной
или излишне взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма
фактически уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов
денежных средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в
соответствии с законодательством Российской Федерации. Таким образом,
таможенные платежи, уплаченные заявителем в отношении товара при выпуске его
для свободного обращения, не могут считаться излишне уплаченными.
Вывоз из Российской Федерации в
Республику Беларусь выставочного павильона в соответствии с таможенным режимом
экспорта или временного вывоза позволил бы ООО "Х" поместить его при
ввозе под таможенный режим реимпорта, при котором товары, ранее вывезенные с
таможенной территории Российской Федерации, ввозятся обратно без уплаты
таможенных пошлин, налогов и без применения к товарам запретов и ограничений
экономического характера, установленных в соответствии с законодательством
Российской Федерации о государственном регулировании внешней торговли (пункт 1
статьи 234 Таможенного кодекса Российской Федерации), однако общество не
представило документы, подтверждающие факт вывоза товаров в соответствии с
названными таможенными режимами.
Кроме того, анализ документов,
представленных в ходе рассмотрения жалобы, выявил различия по наименованию и
весу товаров, оформлявшихся заявителем в апреле 2004 и 2005 годов, не
позволяющие идентифицировать данный товар как один и тот же.
При таких обстоятельствах отказ Ногинской
таможни в возврате таможенных платежей ФТС России был признан правомерным, в
удовлетворении жалобы заявителю отказано.
5. В случае представления при таможенном
оформлении предварительного решения о классификации товаров таможенный орган
вправе проводить дополнительную проверку по основаниям, указанным в статье 153
Таможенного кодекса Российской Федерации, если у него возникли обоснованные сомнения
в том, что предварительные решения о классификации не относятся к товарам,
представленным к таможенному оформлению.
В мае 2005 года ООО "М-С" в
Псковскую таможню на вывозимые с таможенной территории Российской Федерации в
соответствии с таможенным режимом экспорта товары были поданы грузовые
таможенные декларации. Одновременно с декларациями в Псковскую таможню были
представлены предварительные решения ГТК России о классификации указанных
товаров в подсубпозициях 8514 90 800 0 (части печей и камер промышленных или
лабораторных прочие) и 8431 39 900 0 ТН ВЭД России (части, предназначенные
исключительно или в основном для оборудования товарных позиций 8425 - 8430).
Товары, отнесенные к данным подсубпозициям ТН ВЭД России, вывозной таможенной
пошлиной не облагаются.
В тот же день должностными лицами
Псковской таможни был произведен таможенный досмотр товаров, в ходе которого
были отобраны образцы товаров, которые впоследствии были направлены в
Центральное экспертно-криминалистическое таможенное управление для проведения
товароведческой и идентификационной экспертиз.
На следующий рабочий день Псковской
таможней в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса Российской
Федерации в адрес ООО "М-С" были направлены запросы о представлении
дополнительных документов, подтверждающих заявленные для таможенного оформления
сведения относительно классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России.
ООО "М-С" обратилось в ФТС
России с жалобой на бездействие Псковской таможни по невыпуску товаров,
указывая на наличие предварительных решений ГТК России о классификации товаров
в соответствии с ТН ВЭД России.
В ходе рассмотрения жалобы было
установлено следующее.
Пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что в случае обнаружения признаков,
указывающих, что заявленные при декларировании сведения, которые влияют на
размер подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов, могут являться
недостоверными либо должным образом не подтверждены, таможенный орган проводит
дополнительную проверку любым способом, предусмотренным Таможенным кодексом
Российской Федерации.
Материалами жалобы установлено, что
поводом для проведения дополнительной проверки заявленных при декларировании
сведений послужили выявленные в ходе таможенного досмотра товаров несоответствия
фактических размеров представленных к оформлению изделий размерам, указанным в
предварительных решениях о классификации товаров.
Сомнения Псковской таможни о
несоответствии предъявленных к таможенному оформлению товаров представленным
предварительным решениям о классификации были подтверждены заключениями
экспертов Центрального экспертно-криминалистического таможенного управления.
Изделия, не соответствующие техническим
условиям, в соответствии с которыми они изготовлены, являются бракованными и не
могут использоваться в том качестве, для которого они предназначались, в связи
с чем должны классифицироваться в субпозиции 7602 00 ТН ВЭД России (отходы и
лом алюминиевые), которой соответствует ставка вывозной таможенной пошлины 50%
от таможенной стоимости, но не менее 380 евро за 1000 кг.
Таким образом, предварительные решения о
классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД России были выданы ГТК России на
основании представленных к рассмотрению технических условий, зарегистрированных
ВНИИстандартом Госстандарта России, и не относились к товарам, представленным
ООО "М-С" к таможенному оформлению, в связи с чем проведение
дополнительной проверки на основании пункта 3 статьи 153 Таможенного кодекса
Российской Федерации и невыпуск товаров до ее окончания являются правомерными.
Направление Псковской таможней запросов о
представлении дополнительных документов с целью уточнения возможности
использования товаров по их функциональному назначению является неправомерным,
поскольку указанными действиями были поставлены под сомнение предварительные
решения ГТК России о классификации товаров. Учитывая обязательный характер
предварительного решения о классификации для всех таможенных органов, запрос
документов в подтверждение кода товаров может считаться обоснованным только в
том случае, если он обусловлен сомнениями таможенного органа, связанными с
предъявлением к таможенному оформлению товаров, отличных от тех, в отношении
которых были приняты предварительные решения о классификации, но не с
правильностью классификации товаров. Вместе с тем, несмотря на неправомерность
запросов, их направление Псковской таможней не повлияло на сроки таможенного
оформления товаров в силу наличия указанных выше оснований для проведения
проверки.
Учитывая изложенное, бездействие
Псковской таможни по невыпуску товаров, заявленных к таможенному оформлению, в
срок, установленный статьей 152 Таможенного кодекса Российской Федерации, ФТС
России было признано правомерным.
6. Решение о классификации товара в
соответствии с ТН ВЭД России, принятое на основании имеющихся в распоряжении
таможенного органа сведений о характеристиках товара, не позволяющих однозначно
определить его классификационный код, является неправомерным.
В ФТС России поступила жалоба ООО
"К" на решение Балтийской таможни о классификации ввезенного
организацией товара в товарной позиции 2106 ТН ВЭД России. В графе 33 поданной
обществом ГТД товар был классифицирован в товарной позиции 2309 ТН ВЭД России.
В товарной позиции 2106 ТН ВЭД России
согласно ее тексту классифицируются пищевые продукты, не поименованные в другом
месте. В товарной позиции 2309 ТН ВЭД России классифицируются продукты,
используемые для кормления животных. При этом согласно пояснениям к товарной
позиции 2309 ТН ВЭД России продукты, которые могут быть использованы как для
кормления животных, так и для употребления в пищу, подлежат классификации в
качестве пищевых продуктов в случаях, когда в процессе производства учтены
природа, чистота и соотношение ингредиентов, выполнены требования гигиены и,
если целесообразно, нанесена соответствующая информация об употреблении.
Анализ материалов жалобы показал, что
решение Балтийской таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД
России было принято на основании изучения содержащихся в акте таможенного
досмотра сведений о маркировке товара с указанием его наименования, ингредиентном
составе, а также акта фитосанитарного контроля, сертификатов анализа от
производителя продукции, сертификата безопасности, сертификата качества и иных
товаросопроводительных документов. Однако на основании указанных документов
классифицировать товар в соответствии с ТН ВЭД России не представлялось
возможным в связи с отсутствием в них необходимых для классификации этого
товара сведений, а именно информации о возможности употребления данной
продукции в пищу человеком, а также краткой технологии ее производства.
При таких обстоятельствах Балтийской
таможне в соответствии с пунктом 3 статьи 153 Таможенного кодекса Российской
Федерации следовало провести дополнительную проверку, в частности запросить
дополнительную информацию о проверяемом товаре, и принять решение о возможности
выпуска товара под обеспечение уплаты таможенных платежей.
Принимая во внимание изложенное, решение
Балтийской таможни о классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России ФТС
России было признано неправомерным.
7. Требование о проведении таможенного
досмотра при заявлении к таможенному режиму уничтожения товара, таможенная
стоимость которого эквивалентна сумме менее 5000 евро, должно быть
мотивированным.
Представительством компании "П"
на территорию Российской Федерации был ввезен и оформлен в соответствии с
таможенным режимом временного ввоза товар - мебель деревянная.
В сентябре 2004 года организация
обратилась в Московскую западную таможню с заявлением о помещении части мебели
под таможенный режим уничтожения.
В апреле 2005 года таможней в адрес
представительства направлено письмо о необходимости помещения товара в зону
таможенного контроля для проведения таможенного досмотра в целях принятия
решения относительно помещения товара под таможенный режим уничтожения.
При принятии решения по жалобе
представительства компании "П" на данное требование Московской
западной таможни ФТС России исходила из следующего.
Пункт 3.5 Положения о таможенном режиме
уничтожения товаров, утвержденного Приказом ГТК России от 10.01.2000 N 3,
предусматривает, что досмотр товаров, заявляемых к таможенному режиму
уничтожения, с целью установления факта соответствия сведений о товарах,
указанных в заявлении, реальному состоянию этих товаров производится в
обязательном порядке, если к уничтожению заявляются товары, таможенная
стоимость которых равна или превышает сумму, эквивалентную 5000 евро. Если
таможенная стоимость эквивалентна сумме менее 5000 евро, досмотр производится
по усмотрению начальника таможенного органа.
При принятии решения о проведении таможенного
досмотра начальник таможенного органа должен исходить из принципа выборочности
таможенного контроля, учитывая вероятность несоблюдения таможенного
законодательства Российской Федерации, в том числе руководствуясь системой
анализа и управления рисками, основанной на эффективном использовании ресурсов
таможенных органов и направленной на минимизацию случаев уклонения от уплаты
таможенных пошлин, налогов (статья 358 Таможенного кодекса Российской
Федерации).
Согласно информации, содержащейся в заявлении
представительства о помещении товара под таможенный режим уничтожения,
таможенная стоимость товара составляла 1870,4 долларов США, что, исходя из
вышеприведенного Положения, не предусматривает обязательного проведения
таможенного досмотра. В этой связи данное требование должно было быть
мотивировано. Требование Московской западной таможни не содержало оснований
принятого решения, в связи с чем ФТС России оно было признано неправомерным,
таможне было поручено вернуться к рассмотрению заявления ООО "П" по
существу.
8. Российские товары, в отношении которых
применяется процедура периодического временного декларирования, могут быть
вывезены с таможенной территории Российской Федерации только в течение
заявленного во временной таможенной декларации периода вывоза. Товары,
вывезенные по истечении заявленного периода вывоза, должны рассматриваться как
незаконно вывезенные с таможенной территории Российской Федерации. Требование
об уплате таможенных платежей в отношении таких товаров должно выставляться в
соответствии со статьей 350 Таможенного кодекса Российской Федерации.
ЗАО "Н" (Россия) во исполнение
внешнеторгового договора, заключенного с фирмой "Е" (Вадуц,
Лихтенштейн), в период с 18.09.2004 по 24.09.2004 транспортной организации был
передан товар - нефть сырая - для осуществления его перевозки железнодорожным
транспортом с последующей перегрузкой на территории Российской Федерации на
транспортное средство другого вида (морской танкер) с целью вывоза за пределы
таможенной территории Российской Федерации.
28.09.2004 ЗАО "Н" в отношении
указанного товара на Кандалакшский таможенный пост Мурманской таможни была
подана временная таможенная декларация, в которой был заявлен период вывоза
товара - сентябрь 2004 года. Вывозная таможенная пошлина была уплачена ЗАО "Н"
исходя из ставки таможенной пошлины, действовавшей на день принятия временной
таможенной декларации.
После убытия товара с таможенной
территории Российской Федерации обществом была подана полная грузовая
таможенная декларация, для принятия решения о выпуске товара по которой
Мурманской таможней в адрес ЗАО "Н" было направлено требование о
выполнении дополнительных условий выпуска в виде доплаты вывозной таможенной
пошлины. Основанием для выставления данного требования послужили те обстоятельства,
что товар фактически убыл за пределы таможенной территории Российской Федерации
(был вывезен на морском танкере) в октябре 2004 года, а с 01.10.2004
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.09.2004 N 478 ставка
вывозной таможенной пошлины в отношении нефти сырой, вывозимой с таможенной
территории Российской Федерации, была увеличена. В связи с неисполнением ЗАО
"Н" требования таможни о доплате таможенной пошлины выпуск товара по
полной таможенной декларации был запрещен.
Требование Мурманской таможни о
выполнении дополнительных условий выпуска товара в виде доплаты вывозной
таможенной пошлины и решение таможни о запрете выпуска товара были обжалованы
ЗАО "Н" в Северо-Западное таможенное управление, а впоследствии в ФТС
России. В жалобе заявителем было указано, что поскольку передача товара первой
транспортной организации состоялась в сентябре 2004 года, вывоз товара с
таможенной территории Российской Федерации был осуществлен в течение названного
периода.
В соответствии с подпунктом 9 пункта 1
статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации под вывозом товаров с
таможенной территории Российской Федерации понимаются подача таможенной
декларации или совершение действий, непосредственно направленных на вывоз, в
частности, сдача товаров транспортным организациям (первой транспортной
организации при осуществлении международной перевозки товаров с перегрузкой
(перевалкой) на другое транспортное средство, убывающее с таможенной территории
Российской Федерации) для отправки за пределы Российской Федерации - с учетом
примечания к подпункту "а" пункта 1 распоряжения ГТК России от
28.06.2004 N 317-р "О применении статьи 138 Таможенного кодекса Российской
Федерации".
Первым необходимым действием,
подтверждающим намерение лица осуществить вывоз товаров с применением
периодического временного декларирования, является подача временной таможенной
декларации. С осуществлением данного действия лицо вступает в таможенные
правоотношения и принимает на себя вытекающие из этого обязательства. Действия,
осуществляемые в отношении товаров до указанного момента (момента подачи
временной таможенной декларации), выполняются в рамках иных, чем таможенные,
правоотношений.
Временная таможенная декларация была
подана ЗАО "Н" 28.09.2004. Именно с этого момента общество вступило в
таможенные правоотношения и приняло на себя обязательство осуществить вывоз
товара с соблюдением требований и условий, установленных таможенным
законодательством Российской Федерации. Передача товара транспортной
организации для осуществления внутренней перевозки товара к месту его
таможенного оформления до подачи временной таможенной декларации (в период с
18.09.2004 по 24.09.2004) не может рассматриваться как действие,
непосредственно направленное на вывоз в соответствии с Таможенным кодексом
Российской Федерации.
Довод ЗАО "Н" о том, что до
получения копий железнодорожных накладных и сертификатов качества товара
общество не имело документально подтвержденной информации об объеме и качестве
товара, который был отгружен поставщиком, и, следовательно, не могло заявить
указанные сведения таможенным органам, ФТС России не был принят во внимание.
Правовой смысл декларирования товаров путем подачи временной таможенной
декларации заключается именно в том, что декларанту предоставляется возможность
заявления во временной таможенной декларации не точных, а приблизительных,
примерных сведений о количестве и качестве товаров, их условной таможенной
стоимости.
Суть процедуры периодического временного
декларирования, предусмотренной статьей 138 Таможенного кодекса Российской
Федерации, сводится к тому, что вывоз российских товаров с таможенной
территории Российской Федерации осуществляется на основании временной
таможенной декларации, сведения в которой заявляются исходя из намерений о
вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного,
заявляемого декларантом периода вывоза (для облагаемых вывозными таможенными
пошлинами товаров указанный период не может превышать один календарный месяц).
После подачи временной таможенной декларации и уплаты вывозных таможенных
пошлин на декларанта возлагается обязанность осуществить вывоз товаров в
течение заявленного периода и после их убытия с таможенной территории
Российской Федерации подать полную и надлежащим образом заполненную таможенную
декларацию. При этом полная таможенная декларация подается к конкретной
временной таможенной декларации и содержит в себе уточненные сведения о
количестве, таможенной стоимости, качестве вывезенных товаров, транспортных
документах на товары. Изменение в полной таможенной декларации иных сведений, в
частности, сведений о периоде вывоза товаров, заявленных во временной
таможенной декларации, Таможенным кодексом Российской Федерации не
предусмотрено.
Таким образом, на основании временной
таможенной декларации, поданной ЗАО "Н", мог быть осуществлен вывоз
товара с таможенной территории Российской Федерации исключительно в сентябре
2004 года. Товар, вывезенный по истечении заявленного периода вывоза, должен
рассматриваться как незаконно вывезенный с таможенной территории Российской Федерации
(подпункт 10 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации),
поскольку после истечения задекларированного периода вывоза (т.е. в
рассматриваемом случае с 01.10.2004) временная таможенная декларация утратила
юридическую силу.
Пунктом 1 статьи 325 и пунктом 1 статьи
327 Таможенного кодекса Российской Федерации установлено, что при незаконном
вывозе товаров с таможенной территории Российской Федерации суммы подлежащих
уплате таможенных пошлин исчисляются исходя из ставок таможенных пошлин,
действующих на день пересечения таможенной границы, а если такой день
установить невозможно, - на 1-е число месяца или 1-е число первого месяца года,
в течение которых товары были вывезены.
На основании изложенного начисление
вывозной таможенной пошлины в отношении товара, вывезенного ЗАО "Н",
исходя из ставки таможенной пошлины, действующей с 01.10.2004, ФТС России было
признано правомерным, при этом было указано, что процессуально соответствующее
требование таможней было оформлено неверно. Требование о доплате ЗАО
"Н" вывозной таможенной пошлины должно было быть направлено
Мурманской таможней в соответствии со статьей 350 Таможенного кодекса
Российской Федерации.
Требование Мурманской таможни о
выполнении дополнительных условий выпуска товара по полной таможенной
декларации и решение таможни о запрете выпуска товара по данной таможенной
декларации ФТС России были оценены как неправомерные: указанная полная
таможенная декларация не могла быть принята таможней к таможенному оформлению,
поскольку была подана ко временной таможенной декларации, утратившей
юридическую силу.
9. Существенное отличие указанной
декларантом величины таможенной стоимости от контрольного уровня таможенной
стоимости согласно информации, имеющейся в распоряжении таможенного органа,
является признаком возможной недостоверности представленных при декларировании
сведений и может служить основанием для принятия решения об уточнении
заявленной таможенной стоимости, однако не является достаточным основанием для
принятия решения о ее корректировке.
ООО "Т" на таможенную
территорию Российской Федерации были ввезены товары - корпуса видеокассет без
магнитной ленты, коробки для CD, DVD, VHC. В отношении товаров обществом на
таможенный пост документального оформления Балтийской таможни были поданы
грузовые таможенные декларации, по которым таможней были приняты решения об
уточнении заявленной таможенной стоимости (по 5-ти ГТД) и о корректировке
заявленной таможенной стоимости (по 9-ти ГТД). Указанные решения были
обжалованы ООО "Т" в Северо-Западное таможенное управление, а затем -
в ФТС России.
По результатам рассмотрения данной жалобы
решения Балтийской таможни об уточнении таможенной стоимости были признаны
правомерными: величина таможенной стоимости, заявленная ООО "Т",
существенно (в 5 и более раз) отличалась от контрольного уровня таможенной
стоимости согласно информации, имевшейся в распоряжении таможенного органа. В
соответствии с пунктами 7, 9 Положения о контроле таможенной стоимости товаров,
ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом
ГТК России от 05.12.2003 N 1399, решение об уточнении заявленной таможенной
стоимости принимается таможенным органом по результатам контроля таможенной
стоимости, в частности, в случае выявления признаков недостоверности заявленных
при декларировании сведений о таможенной стоимости товаров. Одним из таких
признаков является контрольный уровень таможенной стоимости, выявляемый по
результатам анализа рисков уклонения от уплаты таможенных пошлин, налогов
(пункт 5 Положения). Разъяснения о том, что значительное отличие цены сделки от
ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, может быть
признаком недостоверности заявленных декларантом сведений о цене сделки, даны
Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в пункте 2 Постановления Пленума
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О
некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением
таможенной стоимости товаров".
На момент рассмотрения ФТС России жалобы
ООО "Т" окончательное решение по таможенной стоимости ввезенных
заявителем товаров Балтийской таможней принято не было, при том что срок
принятия такого решения, установленный пунктом 25 названного выше Положения,
истек. В этой связи бездействие Балтийской таможни ФТС России было признано
неправомерным, таможне дано указание принять решение по таможенной стоимости
товаров, оформлявшихся заявителем (по 5-ти ГТД), исходя из того, что одно
только несоответствие заявленной декларантом величины таможенной стоимости
контрольному уровню не является достаточным основанием для отказа в ее
принятии, окончательное решение по таможенной стоимости должно быть принято
таможней на основе детального анализа всей совокупности представленных
декларантом и имеющихся в распоряжении таможенного органа документов с учетом
оснований, перечисленных в пункте 2 статьи 19 Закона Российской Федерации
"О таможенном тарифе".
Непринятие Балтийской таможней решений по
таможенной стоимости в течение сроков, установленных Положением о контроле
таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской
Федерации, послужило основанием для признания ФТС России соответствующего
бездействия таможни неправомерным и удовлетворения жалобы другого лица - ЗАО
"А".
10. Требование таможенного органа о
представлении дополнительных документов с целью подтверждения заявленной
таможенной стоимости и решение о корректировке таможенной стоимости затрагивают
права и законные интересы лиц и влияют на сроки таможенного оформления. В этой
связи названные требование и решение должны быть мотивированными и содержать
обоснование принятых решений по таможенной стоимости.
I. ООО "С" на таможенную
территорию Российской Федерации был ввезен товар - стекло оконное листовое, не
армированное, не окрашенное, не имеющее дополнительных слоев для строительных
работ. При декларировании таможенная стоимость товара была определена
декларантом с использованием первого метода (по цене сделки с ввозимыми
товарами).
По итогам проведенного контроля
Гродековской таможней было принято решение об уточнении заявленной таможенной
стоимости, декларанту направлено требование о представлении дополнительных
документов и расчет размера обеспечения уплаты таможенных платежей в целях
выпуска товара.
Названные решение и требование были
обжалованы ООО "С" в Дальневосточное таможенное управление, а затем -
в ФТС России.
По результатам рассмотрения данной жалобы
требование Гродековской таможни о представлении дополнительных документов ФТС
России было признано необоснованным и как следствие неправомерным.
Пункт 2 статьи 16 Закона Российской
Федерации от 21.05.1993 N 5003-1 "О таможенном тарифе" и пункт 4
статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации предоставляют таможенным
органам право запросить у декларанта дополнительные документы и сведения,
подтверждающие заявленную таможенную стоимость, в случае возникновения сомнения
относительно ее достоверности. Однако исходя из того, что требование о
представлении дополнительных документов и сведений затрагивает права и законные
интересы лиц и влияет на сроки таможенного оформления, такой запрос должен быть
мотивированным. В требовании же Гродековской таможни о представлении ООО
"С" дополнительных документов причины возникновения сомнений в
заявленной таможенной стоимости, истребования дополнительных документов указаны
не были, также не было указано, в чем выразилась недостаточность документов,
представленных декларантом.
Аналогичные обстоятельства послужили
основанием для признания ФТС России неправомерными и отмены требований
Владивостокской таможни о представлении дополнительных документов РГУП
"К".
Изложенная позиция ФТС России также была
доведена до сведения таможенных органов в пункте 3 Обзора правоприменительной
практики, направленного письмом от 16.08.2005 N 01-06/28048.
II. ФТС России были признаны
неправомерными и отменены решения Балтийской таможни о корректировке таможенной
стоимости товаров, оформлявшихся ООО "Т", поскольку таможней в
нарушение пункта 14 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых
на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК
России от 05.12.2003 N 1399, не было приведено обоснование принятого решения,
затрагивающего права и законные интересы лица. В решении по жалобе общества ФТС
России было отмечено, что указание Балтийской таможни в декларациях таможенной
стоимости на "недостаточность документов и сведений для применения первого
метода определения таможенной стоимости" и на "наличие признаков
неприменимости первого метода определения таможенной стоимости", без
уточнения, какие конкретно сведения, необходимые для принятия таможенной
стоимости по первому методу, отсутствовали, и в чем выразились признаки
невозможности его применения, не может рассматриваться в качестве обоснования
принятого решения о корректировке таможенной стоимости.
В рамках рассмотрения данной жалобы ФТС
России также был рассмотрен довод Балтийской таможни и Северо-Западного
таможенного управления о том, что факт заполнения формы корректировки
таможенной стоимости и декларации таможенной стоимости (ДТС-2) самим
декларантом свидетельствует о его согласии с произведенной корректировкой
таможенной стоимости. Этот довод не был принят во внимание, поскольку
добровольное выполнение лицом действий, требуемых уполномоченным органом
государственной власти и предусмотренных в соответствии с законодательством
Российской Федерации, не означает его принципиальное согласие с таким
требованием и не лишает его права впоследствии обжаловать соответствующее
решение.
11. Решение о корректировке таможенной
стоимости товаров, выпуск которых впоследствии был запрещен на основании
заявления самого декларанта, не имеет правовых последствий и не нарушает права,
свободы или законные интересы лица.
ООО "Л" на таможенную
территорию Российской Федерации был ввезен товар - лако-красочные материалы
марки "Альпа" и "Элан". В отношении данного товара
обществом на Матвеевский таможенный пост Центральной акцизной таможни были
поданы две ГТД N N 10118120/230305/0002027 и 10118120/160505/0003455.
Таможенная стоимость товара была заявлена ООО "Л" по первому методу.
В отношении товара, декларируемого по ГТД
N 10118120/230305/0002027, Центральной акцизной таможней были приняты решения
об уточнении заявленной таможенной стоимости, а после представления декларантом
дополнительных документов и сведений - о ее корректировке. Затем по письменному
обращению лица в связи с отсутствием денежных средств, необходимых для уплаты
таможенных платежей, таможней было принято решение о запрете выпуска товара.
Впоследствии на данный товар была подана новая ГТД N 10118120/190405/0002769,
после корректировки таможенной стоимости товар был выпущен в соответствии с
таможенным режимом выпуска для внутреннего потребления.
По ГТД N 10118120/160505/0003455
Центральной акцизной таможней также принимались решения об уточнении заявленной
таможенной стоимости и затем, на основании письменного обращения ООО
"Л", о запрете выпуска товара. Впоследствии на данный товар была
подана новая ГТД N 10118120/260505/0003674, в отношении которой Центральной
акцизной таможней было принято решение об уточнении заявленных сведений о
таможенной стоимости и в этот же день - о ее корректировке по резервному
методу.
Решения Центральной акцизной таможни о
корректировке таможенной стоимости товара, оформлявшегося по ГТД N N
10118120/230305/0002027, 10118120/160505/0003455 и 10118120/260505/0003674,
были обжалованы ООО "Л" в Центральное таможенное управление, а затем
- в ФТС России.
По результатам изучения материалов жалобы
ФТС России было принято решение об отказе в рассмотрении жалобы по существу в
части решений таможни о корректировке таможенной стоимости, заявленной в первоначально
поданных ГТД N N 10118120/230305/0002027 и 10118120/160505/0003455.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45
Таможенного кодекса Российской Федерации лицо вправе обжаловать решение,
действие (бездействие) таможенного органа или его должностного лица, которым
нарушены его права, свободы или законные интересы, ему созданы препятствия к их
реализации либо незаконно возложена на него какая-либо обязанность.
В связи с тем, что выпуск товара,
заявленного по ГТД N N 10118120/230305/0002027 и 10118120/160505/0003455, был
запрещен на основании заявлений самого декларанта, решения о корректировке
таможенной стоимости данного товара не имеют правовых последствий и не нарушают
права, свободы или законные интересы лица.
Решение Центральной акцизной таможни о
корректировке таможенной стоимости, заявленной в ГТД N 10118120/260505/0003674,
было рассмотрено ФТС России по существу.
12. Отказ в возврате таможенных платежей,
уплаченных или взысканных на основании решения таможенного органа о
корректировке таможенной стоимости, если на момент принятия решения об отказе в
возврате решение о корректировке таможенной стоимости не отменено, является
правомерным.
ООО "Б" обратилось в
Зеленоградскую таможню с заявлением о возврате денежных средств, взысканных с
заявителя на основании принятого таможней решения о корректировке таможенной
стоимости товаров, оформлявшихся обществом. В качестве основания для возврата в
заявлении было указано на несогласие общества с проведенной таможней
корректировкой таможенной стоимости.
Решением Зеленоградской таможни в
возврате уплаченных таможенных платежей заявителю было отказано в связи с тем,
что таможенные платежи были начислены и взысканы на основании решения о
корректировке таможенной стоимости, принятого таможней. Данное решение, а также
решение таможни о корректировке таможенной стоимости были обжалованы ООО
"Б" в Центральное таможенное управление, а затем - в ФТС России.
В решении по жалобе ООО "Б" ФТС
России было указано следующее.
Главой 33 Таможенного кодекса Российской
Федерации предусмотрено осуществление возврата таможенных пошлин, налогов в
случае их излишней уплаты или излишнего взыскания, а также в иных случаях,
определенных в статье 356 Кодекса.
В соответствии с пунктом 1 статьи 355
Таможенного кодекса Российской Федерации излишне уплаченной или излишне
взысканной суммой таможенных пошлин, налогов является сумма фактически
уплаченных или взысканных в качестве таможенных пошлин, налогов денежных
средств, размер которых превышает сумму, подлежащую уплате в соответствии с
законодательством Российской Федерации и Кодексом.
Таможенные платежи были дополнительно
доначислены Зеленоградской таможней на основании решения о корректировке
таможенной стоимости ввезенного товара. На момент рассмотрения жалобы ФТС
России решение таможни по таможенной стоимости отменено не было, в связи с чем
дополнительно начисленные и взысканные суммы таможенных платежей не могли быть
признаны излишне уплаченными. При таких обстоятельствах решение Зеленоградской
таможни об отказе в возврате таможенных платежей и решение Центрального
таможенного управления в части подтверждения правомерности указанного решения
таможни ФТС России были признаны законными и обоснованными.
Вместе с тем Центральным таможенным
управлением не была рассмотрена жалоба ООО "Б" в части признания
неправомерным решения Зеленоградской таможни о корректировке таможенной
стоимости товаров, обжалуемому решению правовая оценка дана не была. В этой
связи бездействие Центрального таможенного управления по непринятию решения по
жалобе ООО "Б" в указанной части ФТС России было признано
неправомерным, Управлению было поручено рассмотреть жалобу в соответствующей
части по существу.
13. Принятие таможенным органом нового
решения, в том числе по таможенной стоимости, при наличии неотмененного решения
по тому же факту является неправомерным.
I. В ходе рассмотрения жалобы ПБОЮЛ
"К" на заключение Южного таможенного управления о неправомерности
принятого Волгоградской таможней решения по таможенной стоимости товара, а
также на требование Волгоградской таможни об уплате таможенных платежей,
выставленное в связи с корректировкой таможенной стоимости товара, было
установлено следующее.
Заявителем на таможенную территорию
Российской Федерации был ввезен товар, таможенная стоимость которого была
определена декларантом по методу по цене сделки с ввозимыми товарами.
Таможенная стоимость, заявленная декларантом, была принята Волгоградской
таможней, и товар был выпущен в свободное обращение.
Поскольку принятие решения по таможенной
стоимости оформлявшегося предпринимателем "К" товара, исходя из
уровня его таможенной стоимости в расчете на единицу товара, превышало пределы
компетенции таможни, решение по таможенной стоимости и документы, на основании
которых осуществлялось таможенное оформление товара, в соответствии с Приказом
ГТК России от 30.06.2004 N 755 (отменен Приказом ФТС России от 30.09.2005 N
909) были направлены для последующего контроля в Южное таможенное управление.
В заключении Южного таможенного
управления был сделан вывод о том, что таможенная стоимость была принята
Волгоградской таможней на основании неполного комплекта документов, в связи с
чем таможне было поручено вернуться к рассмотрению вопроса о ее определении.
По получении данного заключения
Волгоградской таможней было принято решение о корректировке таможенной
стоимости принадлежащего заявителю товара. Таможенная стоимость определена с
использованием третьего метода таможенной оценки. Декларанту было выставлено
требование об уплате таможенных платежей, которое было им исполнено в
добровольном порядке.
Анализ материалов жалобы показал, что
решение Волгоградской таможни по таможенной стоимости товара в порядке
ведомственного контроля Южным таможенным управлением отменено не было.
Обжалованное заключение Управления не могло рассматриваться в качестве решения
о его отмене, поскольку носило разъяснительно-рекомендательный характер,
указывало на нарушения, допущенные Волгоградской таможней, и в нем не была
определена юридическая судьба принятого таможней решения.
В связи с тем, что Южным таможенным
управлением решение Волгоградской таможни о принятии заявленной по первому
методу таможенной стоимости товара отменено не было, основания для проведения
дальнейшего контроля таможенной стоимости и взыскания таможенных платежей
отсутствовали. Таможенным законодательством Российской Федерации не
предусмотрено принятие нового решения, в том числе по таможенной стоимости, при
наличии неотмененного решения по тому же факту. Учитывая изложенное, все
дальнейшие действия, совершенные Волгоградской таможней в отношении указанного
товара, были признаны неправомерными.
II. По результатам рассмотрения
аналогичных жалоб ПБОЮЛ "С" и ПБОЮЛ "П" ФТС России также
были признаны неправомерными требования Калининградской таможни о перерасчете
таможенной стоимости товара и о внесении обеспечения уплаты таможенных
платежей, направленные на основании заключений Северо-Западного таможенного
управления по таможенной стоимости товаров.
14. При определении таможенной стоимости
товаров, предназначенных для личного пользования физических лиц, в отличие от
предусмотренного порядка таможенной оценки товаров, ввозимых на таможенную
территорию Российской Федерации в связи с осуществлением предпринимательской
деятельности, таможенный орган не запрашивает у декларанта дополнительных
документов и сведений в подтверждение заявленной таможенной стоимости, а
определяет ее на основании имеющейся в его распоряжении информации.
ФТС России была рассмотрена жалоба
гражданина Ш. на действия Мурманской таможни по определению таможенной
стоимости принадлежащего заявителю автомобиля.
В ходе рассмотрения жалобы было
установлено, что гражданином Ш. на Мурманский таможенный пост Мурманской
таможни была подана таможенная декларация на автомобиль. Заявленная декларантом
таможенная стоимость транспортного средства составила 21500 шведских крон. При
таможенном оформлении заявителем были представлены технический паспорт
транспортного средства, купчая, транзитная декларация, карточка транспортного
средства, заключение эксперта. Документа, подтверждающего факт оплаты (кассовый
чек, приходный ордер, банковское платежное поручение и т.п.), заявителем
представлено не было.
В связи с отсутствием документа,
подтверждающего факт оплаты транспортного средства, Мурманской таможней его
таможенная стоимость была определена в размере 7246 евро на основании данных,
содержащихся в каталоге производителя, с учетом снижения стоимости
транспортного средства на дату издания каталога, наличия дополнительного
оборудования, а также технического состояния транспортного средства.
После определения таможенной стоимости
автомобиля таможенным органом заявитель представил к ранее поданным документам
отчет специалиста об оценке стоимости восстановительного ремонта транспортного
средства.
Порядок определения таможенной стоимости
товаров, перемещаемых через таможенную границу физическими лицами, определен
статьей 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, согласно которой таможенная
стоимость товаров заявляется лицом, перемещающим товары, при их декларировании;
для подтверждения заявленной таможенной стоимости лицом могут предъявляться
подтверждающие ее документы.
В соответствии с пунктом 3 статьи 288
Таможенного кодекса Российской Федерации при отсутствии документов и сведений,
подтверждающих правильность определения таможенной стоимости, заявленной
физическим лицом, таможенный орган может самостоятельно определить таможенную
стоимость товаров на основании данных, указываемых в каталогах иностранных
организаций, осуществляющих продажу товаров, либо на основе иной информации,
имеющейся в распоряжении таможенного органа в отношении подобных товаров. При
использовании ценовой информации таможенный орган производит корректировку таможенной
стоимости в зависимости от качества товаров, их репутации на рынке, страны
происхождения, времени изготовления и других факторов, влияющих на цену. При
этом при определении таможенной стоимости товаров физических лиц,
предназначенных для личного пользования, в отличие от предусмотренного статьей
323 Таможенного кодекса Российской Федерации порядка определения таможенной
стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации в
связи с осуществлением предпринимательской деятельности, таможенный орган не
запрашивает у декларанта дополнительных документов и сведений в подтверждение
заявленной таможенной стоимости, а определяет ее на основании имеющейся в его
распоряжении информации.
После представления заявителем в
таможенный орган документов, подтверждающих наличие дополнительных повреждений
и стоимость восстановительного ремонта транспортного средства, а также
проведения таможенного наблюдения заявленная гражданином Ш. таможенная стоимость
автомобиля была принята Мурманской таможней.
Исходя из изложенного, действия
Мурманской таможни по определению таможенной стоимости принадлежащего заявителю
транспортного средства были признаны правомерными.
15. Применение в отношении лица мер по принудительному
взысканию таможенных платежей по результатам таможенного контроля, проведенного
по истечении годичного срока, установленного статьей 361 Таможенного кодекса
Российской Федерации, неправомерно. Результаты таможенного контроля (проверки
достоверности заявленных при таможенном оформлении сведений после выпуска
товаров и транспортных средств) также должны быть закреплены в течение
указанного срока.
В ФТС России поступила жалоба ПБОЮЛ
"П" на действия Северо-Западного таможенного управления (г. Калининград)
по проведению таможенного контроля после выпуска по истечении срока,
предусмотренного статьей 361 Таможенного кодекса Российской Федерации, и
действия Калининградской таможни по направлению требования об уплате таможенных
платежей, выставленного по его результатам.
В ходе рассмотрения жалобы было
установлено, что заявителем был оформлен в соответствии с таможенным режимом
выпуска для внутреннего потребления грузовой седельный тягач. В графе 33 ГТД
был заявлен код 8701 20 901 8 ТН ВЭД России - "седельный тягач, бывший в
эксплуатации, с момента выпуска которого прошло не более 7 лет".
Северо-Западным таможенным управлением (г. Калининград) по истечении одного
года с момента утраты товаром статуса находящегося под таможенным контролем
была проведена проверка достоверности заявленных при таможенном оформлении
сведений, в ходе которой было установлено, что с момента выпуска автомобиля
прошло более 7 лет. Указанные обстоятельства послужили основанием для принятия
Северо-Западным таможенным управлением (г. Калининград) решения о классификации
товара в подсубпозиции 8701 20 901 2 ТН ВЭД России - "седельный тягач,
бывший в эксплуатации, с момента выпуска которого прошло более 7 лет". В
связи с изменением кода товара, повлиявшим на размер подлежащих уплате таможенных
платежей, и на основании классификационного решения Управления Калининградской
таможней в адрес заявителя было направлено требование об уплате таможенных
платежей.
Согласно пункту 2 статьи 361 Таможенного
кодекса Российской Федерации проверка достоверности заявленных при таможенном
оформлении сведений после выпуска товаров может осуществляться таможенными
органами в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под
таможенным контролем.
В соответствии с пунктом 19 статьи 11
Кодекса под таможенным контролем понимается совокупность мер, осуществляемых
таможенными органами в целях обеспечения соблюдения таможенного
законодательства Российской Федерации, в том числе меры по уплате таможенных
платежей и по соблюдению запретов и ограничений, установленных
законодательством Российской Федерации.
Таким образом, исходя из основного смысла
статьи 361 Таможенного кодекса Российской Федерации, а также из понятия
таможенного контроля по истечении годичного срока, установленного данной
статьей, в отношении лица неправомерно не только проведение таможенного
контроля, но и применение к нему каких-либо принудительных мер, в том числе мер
по принудительному взысканию таможенных платежей.
Учитывая изложенное, действия
Северо-Западного управления (г. Калининград) по проведению таможенного контроля
после выпуска по истечении срока, предусмотренного статьей 361 Таможенного
кодекса Российской Федерации, были признаны неправомерными.
Согласно статье 57 Конституции Российской
Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При этом
сроков, ограничивающих добровольное исполнение данной обязанности,
законодательством Российской Федерации не установлено. В связи с изложенным
заявителю могло быть направлено уведомление о том, что таможенные платежи в
отношении принадлежащего ему транспортного средства уплачены не полностью, а
также о том, что заявитель вправе доплатить их в добровольном порядке.
Направление требования об уплате таможенных платежей, содержащего сведения о
мерах по их принудительному взысканию, которые применяются в случае
неисполнения требования плательщиком, является неправомерным.
В ходе рассмотрения аналогичной жалобы
ПБОЮЛ "К" было установлено, что проверка достоверности заявленных при
таможенном оформлении сведений была начата Северо-Западным таможенным
управлением (г. Калининград) в пределах одного года с момента утраты товаром
статуса находящегося под таможенным контролем, однако результаты проведенной
проверки были закреплены в решении о классификации товара по истечении предусмотренного
статьей 361 Таможенного кодекса Российской Федерации срока для проведения
таможенного контроля после выпуска. Требование Калининградской таможни об
уплате таможенных платежей, выставленное в адрес ПБОЮЛ "К" на
основании такого классификационного решения, также было признано неправомерным.
16. Уничтожение в результате возгорания,
а также хищение транспортного средства, временно ввезенного на таможенную
территорию Российской Федерации физическим лицом, могут быть признаны
основаниями освобождения от уплаты таможенных платежей при условии
подтверждения данных фактов таможенному органу. При этом требование об уплате
таможенных платежей в связи с невывозом временно ввезенного транспортного
средства может быть выставлено только в пределах пресекательного срока
принудительного взыскания таможенных платежей.
Гражданами Р. и М. на таможенную
территорию Российской Федерации были временно ввезены автомобили, в отношении
которых на таможенном посту МАПП "Ивангород" Кингисеппской таможни
были оформлены удостоверения временного ввоза и установлены сроки временного
ввоза.
В связи с невывозом транспортных средств
в установленные сроки Кингисеппской таможней были приняты решения о взыскании с
граждан Р. и М. таможенных платежей и пени и выставлены требования об их
уплате. Названные решения и требования были обжалованы гражданами Р. и М. в ФТС
России.
В ходе рассмотрения данных жалоб ФТС
России было установлено отсутствие оснований для освобождения заявителей от
уплаты таможенных платежей в отношении невывезенных транспортных средств.
В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 283
Таможенного кодекса Российской Федерации от уплаты таможенных пошлин, налогов
освобождаются временно ввозимые иностранными физическими лицами на таможенную
территорию Российской Федерации транспортные средства при условии их вывоза с
этой территории в течение установленных сроков временного ввоза. В случае
невывоза в отношении временно ввезенных транспортных средств подлежат уплате
таможенные пошлины, налоги, за исключением случаев невывоза транспортных
средств, серьезно поврежденных вследствие аварии или действия непреодолимой
силы (пункт 6 указанной статьи Таможенного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 319 Таможенного кодекса Российской Федерации основаниями
освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов признаются уничтожение,
безвозвратная утрата или серьезное повреждение товаров, транспортных средств
вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо в результате
естественного износа или убыли при нормальных условиях транспортировки,
хранения, использования (эксплуатации).
Обязанность осуществить вывоз временно
ввезенного транспортного средства либо уплатить таможенные пошлины, налоги в
случае его невывоза в установленный срок лежит на физическом лице,
осуществившем ввоз транспортного средства. Данная обязанность предполагает
осуществление лицом непосредственно обратного вывоза транспортного средства,
уплату им таможенных пошлин, налогов в отношении невывезенного транспортного
средства либо подтверждение таможенному органу наличия обстоятельств, с
которыми законодательство Российской Федерации связывает освобождение лица от
уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении невывезенного транспортного
средства.
Пунктом 1 статьи 281 Таможенного кодекса
Российской Федерации определено, что товары, включая транспортные средства, для
личного пользования перемещаются физическими лицами через таможенную границу в
соответствии с положениями главы 23 Таможенного кодекса Российской Федерации, а
в части, не урегулированной этой главой, - в соответствии с общим порядком,
установленным Кодексом. Пунктом 3 статьи 131 Таможенного кодекса Российской
Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, влекущих освобождение от
уплаты таможенных пошлин, налогов, возлагается на декларанта.
Согласно заявлению гражданина Р.
обязанность осуществить обратный вывоз транспортного средства не была им
исполнена ввиду уничтожения транспортного средства в результате возгорания.
Однако подтвердить данное заявление гражданин Р. не мог: по возвращении к месту
происшествия через несколько дней останки автомобиля им обнаружены не были, в
органы внутренних дел и пожарной безопасности заявитель не обращался. Более
того, должных усилий для этих целей с его стороны предпринято не было, что
признавалось самим заявителем (объяснение гражданина Р.). По результатам
проверки, проведенной Кингисеппской таможней, факт уничтожения транспортного
средства своего подтверждения также не нашел (в частности, в рамках проверки
были направлены запросы руководителю штаба ГО и ЧС, начальнику ОГИБДД
Волосовского района Ленинградской области, должностным лицом таможни совершен
выезд на предприятие ЗАО "Вторчермет" в районе места происшествия с
целью возможного обнаружения сдачи останков автомобиля во вторичное сырье).
По заявлению гражданина М. временно
ввезенное транспортное средство не могло быть им обратно вывезено ввиду его
хищения.
Конституционный Суд Российской Федерации
в определении от 12.05.2005 N 168-О указал, что хищение временно ввезенного на
таможенную территорию Российской Федерации транспортного средства исключает
возможность его обратного вывоза и может быть признано основанием освобождения
от уплаты таможенных платежей за отсутствующее транспортное средство, выбывшее
из владения декларанта помимо его воли. При этом, как разъяснено в определении
Конституционного Суда Российской Федерации от 04.10.2005 об отказе в принятии к
рассмотрению ходатайства Федеральной таможенной службы об официальном
разъяснении Определения Конституционного Суда Российской Федерации от
12.05.2005 N 168-О, необходимо исходить из фактических обстоятельств
конкретного дела, установленных судами и иными правоприменительными органами.
Таким образом, при установлении факта
хищения временно ввезенного автомобиля данное обстоятельство может
рассматриваться в качестве основания освобождения лица, осуществившего
временный ввоз, от уплаты таможенных платежей, однако оно также должно быть
подтверждено декларантом.
Согласно постановлению 72 отдела милиции
УВД Фрунзенского административного района г. Санкт-Петербург, имевшемуся в
материалах жалобы, в возбуждении уголовного дела гражданину М. было отказано за
отсутствием события преступления на основании пункта 1 части 1 статьи 24
Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного правовых оснований
для освобождения гражданина М. от уплаты таможенных платежей, подлежащих уплате
в связи с невывозом временно ввезенного им автомобиля, также не имелось.
Вместе с тем сроки для взыскания с
заявителей неуплаченных таможенных платежей Кингисеппской таможней были
пропущены.
Требование об уплате таможенных платежей
было выставлено гражданину Р. по истечении пресекательного срока их взыскания,
в связи с чем ФТС России оно было признано неправомерным и отменено.
Гражданину М. требование об уплате
таможенных платежей было выставлено в пределах пресекательного срока взыскания,
однако на момент рассмотрения и вынесения решения по жалобе гражданина М. ФТС
России названный срок истек, возможность для взыскания с заявителя неуплаченных
таможенных платежей была утрачена.
Позиция ФТС России относительно порядка
исчисления сроков для взыскания таможенных платежей была доведена до сведения
таможенных органов в пункте 8 Обзора правоприменительной практики,
направленного в таможенные органы письмом ФТС России от 18.02.2005 N
01-06/4853.
17. Расчет таможенных платежей и пени,
выставление требования об уплате таможенных платежей являются действиями
таможенного органа, в связи с чем жалоба на указанные действия подлежит
рассмотрению вышестоящим таможенным органом.
В Гродековскую таможню поступила жалоба
ООО "Ф" на решения Дальневосточного таможенного управления о
классификации товара в соответствии с ТН ВЭД России и действия Гродековской
таможни, выразившиеся в нарушении порядка выставления требования об уплате
таможенных платежей, неверном расчете суммы таможенных платежей и пени,
начисленных в связи с вышеуказанными решениями о классификации.
В части обжалования решений о
классификации ввезенного товара в соответствии с ТН ВЭД России указанная жалоба
была направлена для рассмотрения по принадлежности в Дальневосточное таможенное
управление (которое впоследствии направило данную жалобу для рассмотрения в ФТС
России), а в остальной части рассмотрена непосредственно Гродековской таможней,
решением которой действия должностных лиц Гродековской таможни по выставлению
требования об уплате таможенных платежей признаны правомерными.
Решение о выставлении требования об
уплате таможенных платежей принимается от имени таможенного органа. Расчет
таможенных платежей и пени, направление требования об уплате таможенных
платежей являются действиями таможенного органа, совершаемые в целях реализации
данного решения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 54
Таможенного кодекса Российской Федерации жалоба на решение, действие
(бездействие) таможенного органа рассматривается вышестоящим таможенным
органом.
Рассмотрев данную жалобу, Гродековская
таможня вышла за пределы полномочий, установленных Таможенным кодексом
Российской Федерации, что послужило основанием к признанию ФТС России решения
таможни неправомерным и его отмене.
18. Освобождение от уплаты таможенных
сборов за таможенное оформление при помещении под таможенный режим временного
ввоза товаров, которые в дальнейшем будут использоваться в международных
перевозках в качестве транспортных средств, не предоставляется.
ООО "В-Т" ввезло на таможенную
территорию Российской Федерации товар - тягачи седельные, автомобильные
полуприцепы. Указанный товар был оформлен в соответствии с таможенным режимом
временного ввоза с полным условным освобождением от уплаты таможенных платежей.
При декларировании декларантом были уплачены таможенные сборы за таможенное
оформление.
В дальнейшем ООО "В-Т"
обратилось в Московскую восточную таможню с заявлением о возврате излишне
уплаченных таможенных сборов за таможенное оформление. Письмом Московской
восточной таможни заявителю в возврате таможенных сборов за таможенное
оформление было отказано.
Не согласившись с указанным решением
Московской восточной таможни, ООО "В-Т" обжаловало его в ФТС России,
решением которой отказ Московской восточной таможни в возврате заявителю
таможенных сборов за таможенное оформление был признан правомерным по следующим
основаниям.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 11
Таможенного кодекса Российской Федерации под товарами понимается любое
перемещаемое через таможенную границу движимое имущество, а также перемещаемые
через таможенную границу отнесенные к недвижимым вещам транспортные средства,
за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 5 данного пункта. В
соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 11 Таможенного кодекса Российской
Федерации транспортными средствами признаются любые автотранспортные средства
(включая прицепы, полуприцепы и комбинированные транспортные средства), которые
используются в международных перевозках для платной перевозки лиц либо для
платной или бесплатной промышленной или коммерческой перевозки товаров, а также
их штатные запасные части, принадлежности и оборудование, содержащиеся в их
штатных баках горючесмазочные материалы и топливо, если они перевозятся вместе
с транспортными средствами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 357.7
Таможенного кодекса Российской Федерации объектом обложения таможенными сборами
за таможенное оформление являются товары. Подпунктом 21 пункта 1 статьи 357.9
Таможенного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что таможенные сборы за
таможенное оформление не взимаются в отношении товаров, ввезенных на таможенную
территорию Российской Федерации, помещенных под таможенный режим временного
ввоза и в дальнейшем используемых в международных перевозках в качестве
транспортных средств.
Порядок перемещения транспортных средств
определен главой 22 Таможенного кодекса Российской Федерации. В соответствии со
статьей 270 Кодекса транспортные средства перемещаются через таможенную границу
в соответствии с таможенными режимами временного ввоза и временного вывоза в
порядке, предусмотренном указанной главой.
Транспортные средства могут быть временно
ввезены на территорию Российской Федерации с полным либо с частичным
освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов.
Пунктом 1 статьи 274 Таможенного кодекса
Российской Федерации установлено, что временный вывоз транспортного средства
допускается при условии, что это транспортное средство находится в свободном
обращении на таможенной территории Российской Федерации, за исключением случая,
предусмотренного пунктом 3 названной статьи, которым предусмотрена возможность
временного вывоза транспортных средств, ранее временно ввезенных на таможенную
территорию Российской Федерации с частичным освобождением от уплаты таможенных
пошлин, налогов. Временный вывоз транспортных средств, ранее временно ввезенных
на таможенную территорию Российской Федерации с полным условным освобождением
от уплаты таможенных пошлин, налогов, Таможенным кодексом Российской Федерации
не допускается.
Таким образом, в зависимости от того,
какое освобождение по уплате таможенных пошлин, налогов предоставлено при
временном ввозе товара - средства транспорта (полное либо частичное), оно может
быть вывезено за пределы таможенной территории Российской Федерации либо в
качестве транспортного средства в соответствии с условиями таможенного режима
временного вывоза в порядке, предусмотренном главой 22 Таможенного кодекса
Российской Федерации, либо в качестве товара в соответствии с условиями другого
таможенного режима. В последнем случае таможенное оформление производится
согласно порядку, установленному главой 14 Таможенного кодекса Российской
Федерации для товаров, то есть завершение действия этого таможенного режима
осуществляется путем обратного вывоза (реэкспорта) либо заявления к иному
таможенному режиму, установленному Таможенным кодексом Российской Федерации.
В силу приведенных выше положений
Таможенного кодекса Российской Федерации средства транспорта, временно
ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации с полным условным
освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и в дальнейшем
осуществляющие международные перевозки, не являются транспортными средствами в
смысле статьи 11 и главы 22 Кодекса, а только используются в этом качестве,
сохраняя статус товаров.
Льгота, предусмотренная подпунктом 21
пункта 1 статьи 357.9 Таможенного кодекса Российской Федерации,
распространяется на товары, которые ввезены на таможенную территорию Российской
Федерации в соответствии с таможенным режимом временного ввоза и в дальнейшем
используются в международных перевозках в качестве транспортных средств, то
есть именно на указанную выше категорию товаров. При помещении средств
транспорта под таможенный режим временного ввоза таможенные сборы за таможенное
оформление подлежат уплате в полном объеме, о чем свидетельствует также и
грамматическая конструкция нормы, устанавливающей данную льготу (законодателем
применены термины "ввезенных" и "помещенных", а не
"ввозимых" и "помещаемых").
19. Утратил силу. - Письмо ФТС РФ от
25.08.2008 N 01-11/34707.
20. Таможенный орган не обладает
полномочиями по инициированию в органах внутренних дел процедуры аннулирования
паспорта транспортного средства, выданного без уплаты таможенных платежей на
основании решения суда, которое было впоследствии отменено. Аннулирование
паспорта транспортного средства в данном случае может быть произведено только
по решению вышестоящего суда в качестве определенной им меры по применению
поворота исполнения принятого решения.
В 2000 году на основании решения
Промышленного районного суда г. Смоленска на автомобиль марки
"Фольксваген-Пассат", ввезенный на территорию Российской Федерации из
Республики Беларусь, гражданину И. Калужской таможней был выдан паспорт транспортного
средства без уплаты таможенных платежей.
В марте 2002 года решением президиума
Промышленного районного суда г. Смоленска вышеуказанное решение Промышленного
районного суда г. Смоленска было отменено.
16.12.2003 гражданин В. приобрел
вышеуказанное транспортное средство у гражданина Г., являющегося вторым
собственником данного автомобиля на территории Российской Федерации.
Решением ФТС России была удовлетворена
жалоба гражданина В. на действия Центральной оперативной таможни по объявлению
в розыск принадлежащего ему автомобиля на основании того, что заявитель не
являлся лицом, ответственным за уплату таможенных платежей в отношении
указанного транспортного средства, а иные основания к выставлению его в розыск
отсутствовали.
22.09.2005 письмом Центральной оперативной
таможни, направленным в ЗИЦ ГУВД г. Москвы, вышеуказанный автомобиль был
исключен из базы разыскиваемых автотранспортных средств. Одновременно
15.09.2005 Центральной оперативной таможней в МОТОТРЭР УВД СВАО было направлено
письмо о недействительности и аннулировании регистрации вышеуказанного
транспортного средства в связи с установлением обстоятельств, свидетельствующих
о неуплате причитающихся таможенных платежей.
Основанием для направления Центральной
оперативной таможней вышеуказанного письма послужил пункт 55 Приказа МВД России
от 27.01.2003 N 59 "О регистрации транспортных средств", согласно
которому при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в
совершении регистрационных действий, проведенная регистрация транспортного
средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным
подразделением по месту регистрации транспортного средства.
В соответствии с пунктом 9 Положения о
паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортах транспортных
средств, утвержденного совместным Приказом МВД России, Минпромэнерго России,
Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, наличие паспорта
транспортного средства является обязательным условием для регистрации
транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Пунктом 57
данного Положения предусмотрено, что паспорт транспортного средства в отношении
транспортных средств, ввозимых физическими лицами для личных, семейных,
домашних и иных, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности
нужд, выдается таможенным органом после завершения их таможенного оформления.
Таким образом, неуплата таможенных платежей действительно является основанием
для отказа в совершении регистрационных действий в отношении транспортных
средств.
Однако, учитывая, что в рассматриваемом
случае паспорт транспортного средства без уплаты таможенных платежей был выдан
на основании судебного решения, его аннулирование также может быть произведено
только по решению суда в качестве определенной им меры по применению поворота
исполнения принятого решения. В постановлении президиума Смоленского областного
суда судьба паспорта транспортного средства, выданного на основе отмененного
судебного решения, не определена; за разъяснением данного судебного решения
Калужская таможня не обращалась.
По получении постановления президиума
Смоленского областного суда Калужская таможня должна была предпринять
предусмотренные законом меры по взысканию таможенных платежей с лица,
ответственного за их уплату.
В связи с изложенным по итогам рассмотрения
жалобы гражданина В. ФТС России был сделан вывод о том, что Центральная
оперативная таможня не обладала полномочиями по направлению в МОТОТРЭР УВД СВАО
г. Москвы письма об аннулировании регистрации транспортного средства марки
"Фольксваген-Пассат", принадлежащего заявителю. Данные действия были
признаны неправомерными, таможне дано поручение отозвать вышеуказанное письмо.
Отдел рассмотрения жалоб
на решения, действия или
бездействие таможенных органов
Правового управления