| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 10 марта 2006 г. N 01-06/7618

 

О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОРЯДКА

ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ ПО ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ВВОЗИМЫХ ТОВАРОВ

 

Одним из основных индикаторов состояния работы таможенных органов по соблюдению таможенного законодательства является судебная практика. Категория судебных споров, связанных с оспариванием решений, действий (бездействия) таможенных органов и (или) их должностных лиц при определении и контроле таможенной стоимости товаров, является одной из наиболее часто встречающихся на практике, по которой судебные акты принимаются не в пользу таможенных органов.

Основными причинами признания судами (арбитражными судами) решений таможенных органов о таможенной стоимости товаров незаконными и недействительными являются:

- непредставление в суд доказательств, подтверждающих правомерность решения таможенного органа о непринятии заявленной декларантом таможенной стоимости товаров и (или) о несогласии с избранным декларантом методом ее определения;

- несоблюдение процедуры перехода на другой метод определения таможенной стоимости товаров (декларанту не предоставляется возможность воспользоваться другим методом определения таможенной стоимости, провести консультации по выбору метода определения таможенной стоимости и т.д.);

- отсутствие доказательств правомерности определения таможенным органом таможенной стоимости товаров, в том числе обоснованности использованного им метода определения таможенной стоимости.

В целях исключения случаев принятия таможенными органами решений по таможенной стоимости с нарушениями установленной процедуры их оформления и обоснования, а также для подготовки материалов по отстаиванию позиции таможенных органов в судебных инстанциях ФТС России подготовлены рекомендации, разъясняющие отдельные положения порядка принятия должностными лицами таможенных органов решений по таможенной стоимости товаров и отражения этих решений в таможенных документах.

Начальникам таможенных органов:

- довести содержание настоящего письма до сведения подчиненных таможенных органов и обеспечить использование информации, приведенной в приложении к настоящему письму, при принятии подчиненными таможенными органами решений по таможенной стоимости товаров;

- обеспечить неукоснительное исполнение должностными лицами таможенных органов требований законодательства и соответствующих нормативных правовых актов, устанавливающих порядок определения таможенной стоимости, процедуру контроля и принятия решений по таможенной стоимости товаров.

 

Заместитель руководителя

генерал-майор

таможенной службы

Т.Н.ГОЛЕНДЕЕВА

 

 

 

 

 

Приложение

к письму ФТС России

от 10.03.2006 N 01-06/7618

 

РАЗЪЯСНЕНИЯ

ПО ОТДЕЛЬНЫМ ВОПРОСАМ, СВЯЗАННЫМ С ПРИНЯТИЕМ ТАМОЖЕННЫМИ

ОРГАНАМИ РЕШЕНИЙ ПО ТАМОЖЕННОЙ СТОИМОСТИ ТОВАРОВ, ВВОЗИМЫХ

НА ТАМОЖЕННУЮ ТЕРРИТОРИЮ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

I. О порядке отражения принятых решений

по таможенной стоимости товаров в таможенных документах

 

В соответствии с п. 7 Положения о контроле таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденного Приказом ГТК России от 05.12.2003 N 1399 (зарегистрирован Минюстом России 18.12.2003, рег. N 5347) (далее - Положение), принятое должностными лицами таможенных органов решение по заявленной декларантом таможенной стоимости товаров должно отражаться на первом листе декларации таможенной стоимости (далее - ДТС) в поле "Для отметок таможни", а в тех случаях, когда ДТС не заполняется, - в графе "С" основного листа ГТД в виде одной из следующих записей:

- "ТС принята",

- "ТС уточняется",

- "ТС подлежит корректировке".

1. Отметка "ТС принята" проставляется в случае, если уполномоченными должностными лицами таможенных органов не выявлено признаков, указывающих на то, что декларантом неправильно избран метод определения таможенной стоимости и неправильно определена заявленная таможенная стоимость (п. 8 Положения).

2. Отметка "ТС уточняется" проставляется в случае, если таможенным органом принято решение о необходимости уточнения заявленной декларантом таможенной стоимости в связи с тем, что, по мнению таможенного органа, представленные декларантом документы и сведения не являются достаточными для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров или обнаружены признаки, указывающие на то, что заявленные сведения о таможенной стоимости могут являться недостоверными (п. 9 Положения).

При принятии решения о необходимости уточнения заявленных сведений о таможенной стоимости товаров должностные лица таможенного органа должны подробно обосновать и правильно документально отразить это решение. Учитывая, что требование таможенного органа о представлении дополнительных документов и сведений в целях подтверждения заявленной таможенной стоимости товаров затрагивает права и законные интересы лиц и влияет на сроки таможенного оформления, такое требование должно быть мотивированным и содержать перечень документов либо указание сведений, которыми может быть подтверждена правильность определения таможенной стоимости, заявленной в ГТД.

Со стороны таможенного органа не должно допускаться необоснованного и произвольного истребования сведений, не влияющих на принятие таможенным органом решения по таможенной стоимости либо не имеющих значения для выяснения всех обстоятельств сделки.

Запрос дополнительных документов для подтверждения заявленной таможенной стоимости должен оформляться в письменном виде по форме, установленной в приложении 1 к Положению. Его необходимо формировать с учетом обстоятельств и условий конкретной внешнеторговой сделки, определяя при этом, какие сведения, заявленные декларантом, вызывают сомнения у таможенного органа и, следовательно, требуют уточнения или подтверждения, и какие документы для этого необходимо представить.

В запросе должно быть указано, для подтверждения каких данных затребованы документы, и установлен разумный срок для их представления, в том числе с учетом сроков, необходимых для их получения декларантом от контрагента по внешнеэкономической сделке.

В случае принятия таможенным органом решения о необходимости получения от декларанта пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, и пояснений о влияющих на цену физических характеристиках, качестве и репутации на рынке ввозимых товаров (далее - пояснения), такое решение также должно быть обосновано таможенным органом и отражено в сопроводительном письме к форме пояснений, направляемых декларанту. Форма пояснений установлена в приложении 2 к Положению.

После представления декларантом запрошенных документов и сведений, а также пояснений, их рассмотрения и анализа с точки зрения достаточности при отсутствии признаков недостоверности таможенный орган принимает решение по таможенной стоимости, рассчитанной в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости. Это решение отражается на первом листе ДТС в поле "Для отметок таможни", а в тех случаях, когда она не заполняется, - в графе "С" основного листа ГТД в виде записи "ТС принята".

3. Отметка "ТС подлежит корректировке" проставляется в случае, если по результатам контроля таможенной стоимости возникает необходимость в корректировке таможенной стоимости путем изменения величины таможенной стоимости в рамках выбранного декларантом метода определения таможенной стоимости или путем применения другого метода определения таможенной стоимости.

В соответствии с п. 14 Положения при принятии решения о корректировке таможенной стоимости до выпуска товара на первом листе ДТС в поле "Для отметок таможни", а если она не заполняется - в графе "С" основного листа ГТД, уполномоченные должностные лица таможенных органов производят запись "ТС подлежит корректировке".

При этом таможенный орган передает декларанту:

- уведомление о принятом решении о необходимости корректировки таможенной стоимости, оформленное в письменном виде в произвольной форме на отдельном листе формата А4 и подписанное уполномоченным должностным лицом таможенного органа;

- копию соответствующего листа ДТС или ГТД с решением о корректировке таможенной стоимости:

- расчет суммы обеспечения уплаты таможенных платежей, которые могут быть дополнительно начислены по результатам проверки правильности определения таможенной стоимости, оформленный в соответствии с приложением 3 к Положению.

Направляемое декларанту уведомление должно содержать подробное обоснование причин принятия решения о несогласии с избранным декларантом методом определения таможенной стоимости товаров и (или) неправомерном определении декларантом структуры заявленной таможенной стоимости, а также предложение декларанту о пересчете таможенной стоимости или определении ее с использованием другого метода.

Обоснование принятого решения, отражаемое в уведомлении, должно содержать следующие сведения:

- номер ГТД;

- код товара в соответствии с ТН ВЭД России и его наименование;

- наименование сторон и реквизиты внешнеторгового контракта;

- условия поставки в соответствии с Инкотермс-2000;

- цена за единицу товара;

- перечень документов, представленных декларантом для подтверждения заявленной таможенной стоимости;

- результаты сравнительного анализа заявленной цены сделки (в соответствии с п. 15 Инструкции по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 18.06.2004 N 696);

- перечень дополнительных документов и сведений, запрошенных у декларанта;

- результаты анализа представленных декларантом пояснений, дополнительных документов и сведений, запрошенных в рамках дополнительной проверки для принятия решения в отношении заявленной таможенной стоимости товаров.

Обращаем внимание, что нормативные акты по таможенной стоимости предусматривают предоставление декларанту приоритетного права самостоятельно определить таможенную стоимость декларируемого товара.

Если декларант принял решение о необходимости проведения консультаций по выбору метода определения таможенной стоимости товаров, то такая консультация проводится в срок не более трех рабочих дней со дня, следующего за днем получения таможенным органом соответствующего письменного заявления декларанта. Учет проведения таких консультаций ведется таможенным органом по форме, приведенной в приложении 5 к Положению.

В соответствии с п. 17 Положения, если таможенный орган располагает информацией, отсутствующей у декларанта, в том числе данными о справочных ценах на товары, обращающиеся во внешней торговле, а также данными по идентичным или однородным товарам, таможенное оформление которых производилось ранее, то в ходе проведения таких консультаций уполномоченные должностные лица таможенных органов представляют декларанту имеющуюся у них информацию.

В целях исключения случаев обжалования декларантами действий уполномоченных должностных лиц, связанных с отказом в проведении консультаций и предоставлении для целей таможенной оценки ввозимых товаров имеющейся в распоряжении таможенного органа информации, отчет о проведенных консультациях необходимо оформлять в письменном виде (в произвольной форме на листе формата А4), отразив в нем дату проведения консультаций, основные обсуждаемые вопросы, перечень предоставленной декларанту информации, а также принятое по результатам консультаций решение таможенного органа по таможенной стоимости оцениваемого товара и согласие (или несогласие) декларанта с предложенным решением. Отчет подписывается уполномоченным должностным лицом таможенного органа и декларантом (в случае его согласия подписать данный отчет), составляется в двух экземплярах, один экземпляр остается в таможенном органе, другой передается декларанту.

На основании пункта 7 статьи 323 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) и пункта 2 статьи 16 Закона Российской Федерации "О таможенном тарифе" (далее - Закон) таможенный орган вправе самостоятельно определить таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров, лишь в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа (отказ декларанта должен быть оформлен в письменном виде в соответствии с приложением 4 к Положению).

При самостоятельном определении таможенной стоимости таможенным органом решение о корректировке таможенной стоимости должно содержать обоснование принятой таможенным органом таможенной стоимости (как по количественному показателю, так и по выбранному методу ее определения). При этом, если используется резервный метод определения таможенной стоимости, в решении должны быть даны четкие объяснения тому, почему таможенный орган не использовал предыдущие методы. Эти объяснения отражаются в графе 7 на первом листе ДТС-2, если в графе места недостаточно, уполномоченные должностные лица таможенных органов действуют в соответствии с пунктом 15 Инструкции о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 998.

 

II. О порядке обоснования отказа таможенного органа

от использования декларантом для определения таможенной

стоимости метода по цене сделки с ввозимыми товарами

 

Проверка правильности определения и заявления декларантом таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации (далее - ввозимые товары), а также оформление результатов такой проверки должны осуществляться должностными лицами таможенных органов в порядке, установленном Положением, и в соответствии с Инструкцией по проведению проверки правильности определения таможенной стоимости товаров, ввозимых (ввезенных) на таможенную территорию Российской Федерации, утвержденной Приказом ГТК России от 18.06.2004 N 696.

При принятии решения об отказе в использовании метода определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами (далее - метод 1) таможенным органам следует руководствоваться положениями пункта 2 статьи 19 Закона, предусматривающего исчерпывающий перечень оснований, при наличии которых основной метод определения таможенной стоимости товара не используется.

Как показал проведенный анализ, чаще всего таможенные органы указывают причиной отказа в применении метода 1 следующие основания:

- продажа и цена сделки зависят от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено;

- данные, использованные декларантом при заявлении таможенной стоимости, не подтверждены документально либо не являются количественно определенными и достоверными.

При вынесении решения о несогласии с использованием для определения таможенной стоимости метода 1 по этим основаниям необходимо руководствоваться следующим.

1. При использовании такого основания, как зависимость продажи и цены от соблюдения условий, влияние которых не может быть учтено, под такими условиями следует понимать условия сделки, по цене которой заявляется стоимость, либо иные условия, оказывающие влияние на цену товара по этой сделке, в том числе условия, информация о которых не представлена декларантом таможенному органу. В качестве примера такого рода условий могут являться ситуации, когда продавец устанавливает цену на ввозимые товары при условии, что покупатель купит также и другие товары в определенных количествах, либо цена на ввозимые товары установлена в зависимости от предоставления покупателем продавцу определенных услуг или в зависимости от цен, по которым покупатель ввозимых товаров продаст другие товары продавцу этих товаров. Зачастую такие условия могут быть выявлены лишь после получения пояснений по условиям продажи товаров, которые могли повлиять на цену сделки, представление которых предусмотрено п. 7 Положения.

При применении этого основания отказа от использования метода 1 таможенный орган обязан в таможенных документах (в графе 7 декларации таможенной стоимости) четко указать, влияние каких именно условий не может быть учтено при определении таможенной стоимости по этому методу и в чем заключается такое влияние.

2. Согласно п. 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 (далее - Постановление Пленума ВАС Российской Федерации) под несоблюдением установленного пунктом 2 статьи 323 Кодекса и пунктом 1 статьи 15 Закона условия о документальном подтверждении, количественной определенности и достоверности цены сделки с ввозимыми товарами следует понимать отсутствие документального подтверждения заключения сделки в любой не противоречащей закону форме или отсутствие в документах, выражающих содержание сделки, ценовой информации, относящейся к количественно определенным характеристикам товара (например, отсутствует информация о цене за единицу товара на ассортиментном уровне), информации об условиях его поставки и оплаты либо наличие доказательств недостоверности таких сведений, то есть их необоснованного расхождения с аналогичными сведениями в других документах, выражающих содержание сделки, а также коммерческих, транспортных, платежных (расчетных) и иных документах, относящихся к одним и тем же товарам.

Согласно п. 3 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации при наличии признаков недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, декларант согласно пункту 4 статьи 323 Кодекса и пункту 2 статьи 15 Закона по требованию таможенного органа обязан представить объяснения и дополнительные документы, необходимые для подтверждения заявленной таможенной стоимости, и вправе доказать достоверность представленных сведений и правомерность использования избранного им метода определения таможенной стоимости товара, в том числе путем представления документов и сведений, полученных им от иных лиц, включая лиц, имеющих отношение к производству, перемещению и реализации товара.

Отказ декларанта от предоставления объяснений и документов, обосновывающих заявленную им таможенную стоимость, при отсутствии объективных препятствий к их представлению следует рассматривать как невыполнение условия о ее документальном подтверждении и достоверности, влекущее исключение использования основного метода определения таможенной стоимости товара (п. 5 Постановления Пленума ВАС Российской Федерации).

Согласно общему правилу об определении таможенной стоимости на основе достоверной, количественно определяемой и документально подтвержденной информации неподтвержденные (неуточненные) сведения, заявленные декларантом, не могут быть учтены при определении таможенной стоимости товаров. Следовательно, информация о цене сделки будет неполной, в связи с чем статья 16 Закона и пункт 5 статьи 323 Кодекса предусматривают право таможенного органа принять решение о несогласии с использованием избранного декларантом метода определения таможенной стоимости товаров.

Представление затребованных документов и сведений также не может рассматриваться как факт, однозначно подтверждающий достоверность и достаточность представленных сведений для определения таможенной стоимости. Данные документы и сведения подлежат оценке таможенным органом.

При принятии таможенным органом решения о неправомерном использовании декларантом метода 1 следует особое внимание уделить правильному обоснованию и документальному отражению такого решения в таможенных документах, в частности, в ДТС, заполняемой в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 998, то есть таможенный орган должен указать все обстоятельства, выявленные при проверке правильности определения таможенной стоимости, которые легли в основу такого решения.

 

III. О соблюдении таможенными органами

установленной Законом Российской Федерации "О таможенном

тарифе" последовательности применения методов определения

таможенной стоимости

 

Инструкцией о порядке заполнения декларации таможенной стоимости, утвержденной Приказом ГТК России от 08.09.2003 N 998, предусмотрено, что при заполнении ДТС-2 в графе 7 должны указываться причины, по которым метод определения таможенной стоимости по цене сделки с ввозимыми товарами не мог быть применен (с одновременной ссылкой на конкретные положения правовых актов, в соответствии с которыми применение этого метода ограничено).

Таможенный орган, реализующий предусмотренное пунктом 2 статьи 16 Закона право самостоятельно определять таможенную стоимость декларируемого товара по избранному им методу, обязан обосновать невозможность применения предыдущих методов. Такое обоснование отражается в решении таможенного органа о корректировке заявленной декларантом таможенной стоимости, оформленном в письменном виде на отдельном листе формата А4 и подписанном уполномоченным должностным лицом таможенного органа.

Наряду с имеющими место нарушениями установленной статьей 18 Закона последовательности применения методов определения таможенной стоимости товаров имеют место случаи, когда при корректировке таможенной стоимости с использованием резервного метода таможенные органы не представляют декларанту имеющуюся в их распоряжении ценовую информацию, а также не уточняют, имеется ли у декларанта информация по идентичным и однородным товарам. Вместе с тем в соответствии с п. 17 Положения в случае, если таможенный орган располагает информацией, отсутствующей у декларанта, в том числе данными о справочных ценах на товары, обращающиеся во внешней торговле, а также данными по идентичным или однородным товарам, таможенное оформление которых производилось ранее, в ходе консультаций уполномоченные должностные лица таможенных органов должны представлять декларанту имеющуюся у них информацию (в обезличенном виде, обеспечивающем соблюдение конфиденциальности используемой информации, то есть без указания продавца, покупателя, декларанта и прочих данных, позволяющих идентифицировать сделку).

При самостоятельном определении таможенной стоимости товаров таможенным органом уведомление о принятом им решении по скорректированной таможенной стоимости в письменном виде доводится до сведения декларанта (п. 21 Положения). Если требуется доплата таможенных пошлин, налогов, одновременно с принятием решения по таможенной стоимости в соответствии с установленным порядком выставляется требование об уплате таможенных платежей. В этом случае обоснование требования, а также указание, на основании какой информации определялся размер подлежащих доплате сумм, должны быть отражены в уведомлении, передаваемом декларанту.

Зачастую при определении таможенной стоимости методами по цене сделки с идентичными или однородными товарами в качестве основы для определения таможенной стоимости таможенные органы используют сведения из базы данных электронных копий ГТД. Однако следует иметь в виду, что информация, содержащаяся в базах данных ГТД, носит учетно-статистический характер и не обладает необходимыми признаками, установленными Законом, позволяющими использовать ее в качестве основы для определения таможенной стоимости по методам по цене сделки с идентичными и однородными товарами.

Ссылка таможенного органа на отсутствие у него ценовой и иной информации для использования какого-либо метода определения таможенной стоимости может быть принята во внимание как обоснование неприменения этого метода лишь в случае подтверждения объективной невозможности получения или использования такой информации, в том числе содержащейся в базах данных таможенных органов.

 

Заместитель руководителя

генерал-майор

таможенной службы

Т.Н.ГОЛЕНДЕЕВА

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024