МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 5 апреля 2006 г. N 01-06/11281
О ПОСЛЕДСТВИЯХ ПРОПУСКА СРОКОВ НАПРАВЛЕНИЯ
ТРЕБОВАНИЙ ОБ УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ ПЛАТЕЖЕЙ
В ФТС России поступают жалобы лиц на
нарушение таможенными органами сроков выставления требований об уплате
таможенных платежей и в этой связи - порядка и сроков их принудительного
взыскания. В целях устранения причин, порождающих обоснованные жалобы, ФТС
России рекомендует таможенным органам при принятии решений о взыскании
таможенных платежей учитывать следующее.
Пунктом 1 статьи 348 Таможенного кодекса
Российской Федерации предусмотрено, что в случае неуплаты или неполной уплаты
таможенных пошлин, налогов в установленные сроки указанные пошлины, налоги
взыскиваются таможенными органами принудительно. Порядок взыскания таможенных
пошлин, налогов с юридических и физических лиц представляет собой определенную
совокупность последовательных действий, совершаемых в рамках установленных
Кодексом сроков. Это, в частности: общий срок для выставления требования об
уплате таможенных платежей (срок давности выставления требования, за пределами
которого принудительное взыскание не может быть осуществлено) - 3 года со дня
истечения срока уплаты таможенных пошлин, налогов либо со дня наступления
события, влекущего обязанность по их уплате; срок для направления требования
лицу, ответственному за уплату таможенных платежей, по конкретному факту их
неуплаты или неполной уплаты - 10 дней со дня обнаружения такого факта; срок
для добровольного исполнения лицом обязанности по уплате таможенных платежей -
от 10 рабочих до 20 календарных дней со дня получения требования; срок для
принятия решения о бесспорном взыскании таможенных платежей - 30 дней со дня
истечения срока исполнения требования об уплате таможенных платежей.
При этом не урегулированными Таможенным
кодексом Российской Федерации остались вопросы относительно:
- правовых последствий нарушения
таможенными органами 10-дневного срока направления требования об уплате
таможенных платежей;
- сроков для обращения таможенных органов
в суды с исками о взыскании причитающихся к уплате таможенных платежей.
Направление лицу, ответственному за
уплату таможенных платежей, требования об их уплате предшествует применению
таможенными органами мер по их принудительному взысканию, является обязательным
условием применения указанных мер и направляется лицу во всех случаях, за
исключением прямо определенных Таможенным кодексом Российской Федерации (пункт
4 статьи 348 Таможенного кодекса Российской Федерации, пункт 18.4 Методических
указаний о порядке применения таможенными органами положений Таможенного
кодекса Российской Федерации, относящихся к таможенным платежам, утвержденных
распоряжением ГТК России от 27 ноября 2003 года N 647-р). Исходя из этого и
принимая во внимание, что лицу всегда должно быть предложено исполнить
обязанность по уплате таможенных платежей в добровольном порядке, требование об
их уплате должно направляться и в случае пропуска таможенным органом
10-дневного срока направления требования (в пределах 3-летнего срока давности
выставления требования).
Нарушение таможенным органом указанного
срока направления требования об уплате таможенных платежей не является
основанием к отмене требования и не препятствует их принудительному взысканию.
Однако учитывая, что бесспорное взыскание предполагает лишение лица
принадлежащих ему денежных средств помимо и вопреки его воле, несоблюдение
срока направления требования об уплате таможенных платежей влечет
недопустимость реализации таможенным органом полномочий по их бесспорному
взысканию. В этом случае таможенные платежи могут быть взысканы только в
судебном порядке. Иное имело бы следствием грубое нарушение прав лиц,
ответственных за уплату таможенных платежей.
Относительно сроков для обращения
таможенных органов в суды с исками о взыскании причитающихся к уплате
таможенных платежей и порядка их исчисления сообщаем следующее. Отсутствие в
Таможенном кодексе Российской Федерации нормы, определяющей сроки для обращения
таможенных органов в суды с исками о взыскании таможенных платежей, не
означает, что взыскание указанных платежей в судебном порядке не ограничено
никакими временными пределами. Это противоречило бы принципам целесообразного и
справедливого налогообложения. В этой связи и на основании пункта 1 статьи 3
Таможенного кодекса Российской Федерации и части 2 статьи 2 Налогового кодекса
Российской Федерации таможенным органам при определении сроков давности для
обращения в суды с исками о взыскании подлежащих уплате таможенных платежей
необходимо руководствоваться положениями части 3 статьи 48 Налогового кодекса
Российской Федерации, устанавливающими срок для взыскания в судебном порядке не
уплаченного физическим лицом налога, равный 6 месяцам. При этом необходимо
учитывать разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, данные в
Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28
февраля 2001 года N 5 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового
кодекса Российской Федерации", о применении указанного срока давности
также в отношении юридических лиц.
Исчисление указанного срока для взыскания
таможенных платежей в судебном порядке должно производиться таким образом, как
если бы требование об уплате таможенных платежей было направлено таможенным
органом с соблюдением установленного Таможенным кодексом Российской Федерации
10-дневного срока. Аналогичным образом следует исчислять срок давности для
обращения таможенного органа в суд с иском о взыскании неуплаченных таможенных
платежей в случае пропуска таможенным органом 30-дневного срока для принятия
решения об их бесспорном взыскании. Данная позиция основана на позиции Высшего
Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в названном выше Постановлении,
а также в Обзоре практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с
применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской
Федерации, направленном информационным письмом от 17 марта 2003 года N 71.
Таким образом, срок для обращения
таможенных органов в суды с исками о взыскании неуплаченных таможенных платежей
следует исчислять с момента обнаружения факта неуплаты или неполной уплаты
таможенных платежей путем сложения следующих сроков:
срок для направления требования лицу,
ответственному за уплату таможенных платежей, - 10 дней;
срок доставки требования указанному лицу,
если требование направляется с использованием почтовой связи, - 6 дней со дня
отправления заказного письма;
срок, определенный в требовании для
добровольного исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, - от 10
рабочих, но не более 20 календарных дней;
срок для принятия решения о бесспорном
взыскании таможенных платежей - 30 дней со дня истечения срока исполнения
требования об уплате таможенных платежей;
пресекательный срок для обращения в суд
налогового органа с иском о взыскании налогов, сборов - 6 месяцев с момента
истечения срока, предусмотренного для бесспорного взыскания.
Необходимо также учитывать положения
пункта 10 указанного выше Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации о том, что если суд, принявший к рассмотрению иск
налогоплательщика о признании недействительным требования налогового органа о
взыскании недоимки и пеней, запретил ответчику производить взыскание
оспариваемых сумм (статья 91 Арбитражного процессуального кодекса Российской
Федерации), срок, в течение которого действует соответствующее определение
суда, не включается в срок для принятия решения о бесспорном взыскании, так как
в этот период существуют юридические препятствия для осуществления налоговым
органом необходимых для взыскания действий.
Срок для обращения таможенного органа в
суд с иском о взыскании таможенных платежей с физического лица складывается из
аналогичных сроков, за исключением 30-дневного срока для принятия решения о
бесспорном взыскании неуплаченных таможенных платежей.
Заместитель руководителя
генерал-майор
таможенной службы
Т.Н.ГОЛЕНДЕЕВА