МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 7 апреля 2006 г. N 17-22/11738
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
В связи с возникающими проблемами при
организации и проведении проверочных мероприятий Управление таможенной
инспекции направляет разъяснения по следующим вопросам:
1. Правомерно ли направление запросов о
представлении документов и сведений в организации, осуществляющие реализацию
товаров иностранного производства на внутреннем рынке, в целях сопоставления со
сведениями, заявленными при таможенном оформлении импортерами аналогичных
товаров?
В соответствии с п. 4 ст. 363 Таможенного
кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) таможенные органы наделяются
правом запрашивать и получать документы и сведения, имеющие отношение не к
любой внешнеэкономической операции, а к той, которая имеет непосредственное
отношение к ранее выпущенному товару. При этом целью запроса является проверка
достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении этих товаров.
Оснований для запроса о представлении документов и сведений у организаций,
осуществляющих реализацию товаров иностранного производства на таможенной территории
Российской Федерации, в целях сопоставления со сведениями, заявленными
импортерами при таможенном оформлении аналогичных товаров, в рамках названной
статьи не имеется.
2. Правомерно ли направление запросов
владельцам, комиссионерам и отправителям экспортируемых товаров о представлении
документов и сведений?
В п. 4 ст. 363 ТК России законодателем
определена не только категория документов, относящихся к внешнеэкономическим
операциям (т.е. как при ввозе, так и при вывозе товаров), а также категория
лиц, у которых таможенные органы вправе их запрашивать. В качестве таких лиц,
помимо декларантов, указаны иные лица, имеющие отношение к операциям с данными
товарами. Таким образом, не вызывает сомнения правомерность направления
запросов о представлении документов и сведений в отношении экспортируемых
товаров владельцам, комиссионерам и отправителям товаров в рамках ст. 363 ТК
России.
3. При проведении подразделениями
таможенной инспекции аналитической работы с использованием различных источников
информации выявляется значительное (более 200%) расхождение цены, по которой
товар иностранного производства реализуется на внутреннем рынке со стоимостью
аналогичного товара, заявленной при таможенном оформлении. Может ли данный факт
являться основанием для назначения специальной таможенной ревизии в отношении
реализатора (владельца) товара, если в отношении импортера осуществить
проверочные мероприятия не представляется возможным (прекращение
внешнеэкономической деятельности, отсутствие по месту государственной регистрации)?
Основания для проведения специальной
таможенной ревизии установлены п. 3 ст. 376 ТК России применительно к
субъектам, у которых такая форма таможенного контроля может быть проведена. У
лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами
(реализаторов), специальная таможенная ревизия может быть проведена только в
случае, если обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о том, что
товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий,
установленных ТК России, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты
таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений,
установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о
государственном регулировании внешнеторговой деятельности.
В то же время в соответствии с п. 2
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от
26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров,
связанных с определением таможенной стоимости товаров" признаки
недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий,
влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости,
могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации,
содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и
однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации
при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных
официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения
изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых
каталогов.
Полагаем, что информация, полученная в
результате аналитической работы с использованием ценовой информации, может
являться основанием для назначения специальной таможенной ревизии. Однако при
принятии решения о ее проведении таможенным органам следует учитывать как
специфику рынка товаров, в том числе информацию о стоимости конкретных ввозимых
товаров, так и специфику реализации товаров (отдельные виды товаров или широкий
спектр, например, товары народного потребления или автомобили).
4. Возможно ли рассмотрение факта
непредставления запрошенных в соответствии со ст. 363 ТК России документов и
сведений в качестве одного из оснований для назначения таможенной ревизии, а
также с какого момента запрошенные документы и сведения считаются
непредставленными. Правовые последствия нарушения сроков представления либо
непредставления организациями документов и сведений, запрошенных в
установленном порядке?
Основания для назначения специальной таможенной
ревизии четко определены в п. 3 ст. 376 ТК России. Законодателем не случайно
используется формула "при обнаружении данных, которые могут
свидетельствовать...". Это означает конкретное основание - наличие
определенных фактов, т.е. выявление признаков, свидетельствующих о возможном
нарушении таможенного законодательства. Наличие неподтвержденных признаков не
может служить основанием для того, чтобы принять решение о назначении
специальной таможенной ревизии. У таможенных органов остается право "сомневаться"
в недостоверности заявленных сведений, но такие сомнения должны быть
обоснованы.
Поскольку п. 3 ст. 376 ТК России в
отношении декларантов (импортеров), а также лиц, осуществляющих деятельность в
области таможенного дела, предполагает проведение предварительной проверки, по
результатам которой выявляется необходимость в проведении более детальных
проверочных мероприятий в рамках специальной таможенной ревизии, то,
следовательно, факт непредставления запрошенных документов и сведений
"автоматически" не может служить основанием для назначения
специальной таможенной ревизии.
Для принятия решения о проведении
специальной таможенной ревизии в отношении лиц, осуществляющих оптовую и
розничную продажу ввезенными товарами (реализаторов), в случае непредставления
запрошенных таможенными органами документов и сведений следует обобщить
имеющуюся информацию на предмет наличия в ней данных, указанных в абзаце
четвертом п. 3 ст. 376 ТК России. Только при обнаружении таких данных
таможенный орган вправе провести специальную таможенную ревизию.
Срок, с которого документы и сведения
считаются непредставленными, определяется исходя из срока, определенного
таможенным органом для их представления (п. 2 ст. 363 ТК России). Если не
установлено иное, то таким сроком будет следующий день со дня истечения срока,
определенного таможенным органом. При этом день истечения срока следует
исчислять с учетом положений главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации
(далее - ГК России), например в случае, если последний день истечения срока
приходится на выходной день, то днем окончания срока считается ближайший
следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК России).
В соответствии с п. 2 ст. 363 ТК России
таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного
контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который
должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный
срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления
указанных документов и сведений. Аналогичная норма содержится и в п. 3 ст. 367
ТК России. Единственным требованием к оформлению запроса на представление
документов и сведений является соблюдение письменной формы.
Ответственность за непредставление
документов и сведений, запрошенных таможенным органом при проведении
таможенного контроля, в установленный срок предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 Кодекса
Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. При проведении специальной таможенной
ревизии установлено отсутствие у проверяемого лица счетов-фактур на реализуемые
товары иностранного производства (товар реализуется по договору комиссии или
агентскому договору). По факту возможного назначения специальной таможенной
ревизии в данном случае в отношении владельца товара позиция изложена в п. 4
данного письма.
6. Какие данные должны содержать письма с
просьбой о назначении специальных таможенных ревизий, полученные от структурных
подразделений таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих
органов, для того чтобы являться основанием для их назначения?
Учитывая многообразие случаев перемещения
товаров через таможенную границу Российской Федерации, данные могут быть любые,
которые свидетельствуют о признаках, перечисленных в п. 3 ст. 376 ТК России.
Просим руководствоваться данными
разъяснениями в своей деятельности.
Начальник
Управления таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
С.Э.ЗОЛОТОВ