| PismoChinovnika.Ru | Контакты |
 


 

МИНИСТЕРСТВО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И ТОРГОВЛИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА

 

ПИСЬМО

от 7 апреля 2006 г. N 17-22/11738

 

О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ

 

В связи с возникающими проблемами при организации и проведении проверочных мероприятий Управление таможенной инспекции направляет разъяснения по следующим вопросам:

1. Правомерно ли направление запросов о представлении документов и сведений в организации, осуществляющие реализацию товаров иностранного производства на внутреннем рынке, в целях сопоставления со сведениями, заявленными при таможенном оформлении импортерами аналогичных товаров?

В соответствии с п. 4 ст. 363 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК России) таможенные органы наделяются правом запрашивать и получать документы и сведения, имеющие отношение не к любой внешнеэкономической операции, а к той, которая имеет непосредственное отношение к ранее выпущенному товару. При этом целью запроса является проверка достоверности сведений, заявленных при таможенном оформлении этих товаров. Оснований для запроса о представлении документов и сведений у организаций, осуществляющих реализацию товаров иностранного производства на таможенной территории Российской Федерации, в целях сопоставления со сведениями, заявленными импортерами при таможенном оформлении аналогичных товаров, в рамках названной статьи не имеется.

2. Правомерно ли направление запросов владельцам, комиссионерам и отправителям экспортируемых товаров о представлении документов и сведений?

В п. 4 ст. 363 ТК России законодателем определена не только категория документов, относящихся к внешнеэкономическим операциям (т.е. как при ввозе, так и при вывозе товаров), а также категория лиц, у которых таможенные органы вправе их запрашивать. В качестве таких лиц, помимо декларантов, указаны иные лица, имеющие отношение к операциям с данными товарами. Таким образом, не вызывает сомнения правомерность направления запросов о представлении документов и сведений в отношении экспортируемых товаров владельцам, комиссионерам и отправителям товаров в рамках ст. 363 ТК России.

3. При проведении подразделениями таможенной инспекции аналитической работы с использованием различных источников информации выявляется значительное (более 200%) расхождение цены, по которой товар иностранного производства реализуется на внутреннем рынке со стоимостью аналогичного товара, заявленной при таможенном оформлении. Может ли данный факт являться основанием для назначения специальной таможенной ревизии в отношении реализатора (владельца) товара, если в отношении импортера осуществить проверочные мероприятия не представляется возможным (прекращение внешнеэкономической деятельности, отсутствие по месту государственной регистрации)?

Основания для проведения специальной таможенной ревизии установлены п. 3 ст. 376 ТК России применительно к субъектам, у которых такая форма таможенного контроля может быть проведена. У лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами (реализаторов), специальная таможенная ревизия может быть проведена только в случае, если обнаружены данные, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК России, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности.

В то же время в соответствии с п. 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 26.07.2005 N 29 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с определением таможенной стоимости товаров" признаки недостоверности сведений о цене сделки либо о ее зависимости от условий, влияние которых не может быть учтено при определении таможенной стоимости, могут проявляться в значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию Российской Федерации при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таковых - данных иных официальных или общепризнанных источников информации, включая сведения изготовителей и официальных распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.

Полагаем, что информация, полученная в результате аналитической работы с использованием ценовой информации, может являться основанием для назначения специальной таможенной ревизии. Однако при принятии решения о ее проведении таможенным органам следует учитывать как специфику рынка товаров, в том числе информацию о стоимости конкретных ввозимых товаров, так и специфику реализации товаров (отдельные виды товаров или широкий спектр, например, товары народного потребления или автомобили).

4. Возможно ли рассмотрение факта непредставления запрошенных в соответствии со ст. 363 ТК России документов и сведений в качестве одного из оснований для назначения таможенной ревизии, а также с какого момента запрошенные документы и сведения считаются непредставленными. Правовые последствия нарушения сроков представления либо непредставления организациями документов и сведений, запрошенных в установленном порядке?

Основания для назначения специальной таможенной ревизии четко определены в п. 3 ст. 376 ТК России. Законодателем не случайно используется формула "при обнаружении данных, которые могут свидетельствовать...". Это означает конкретное основание - наличие определенных фактов, т.е. выявление признаков, свидетельствующих о возможном нарушении таможенного законодательства. Наличие неподтвержденных признаков не может служить основанием для того, чтобы принять решение о назначении специальной таможенной ревизии. У таможенных органов остается право "сомневаться" в недостоверности заявленных сведений, но такие сомнения должны быть обоснованы.

Поскольку п. 3 ст. 376 ТК России в отношении декларантов (импортеров), а также лиц, осуществляющих деятельность в области таможенного дела, предполагает проведение предварительной проверки, по результатам которой выявляется необходимость в проведении более детальных проверочных мероприятий в рамках специальной таможенной ревизии, то, следовательно, факт непредставления запрошенных документов и сведений "автоматически" не может служить основанием для назначения специальной таможенной ревизии.

Для принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии в отношении лиц, осуществляющих оптовую и розничную продажу ввезенными товарами (реализаторов), в случае непредставления запрошенных таможенными органами документов и сведений следует обобщить имеющуюся информацию на предмет наличия в ней данных, указанных в абзаце четвертом п. 3 ст. 376 ТК России. Только при обнаружении таких данных таможенный орган вправе провести специальную таможенную ревизию.

Срок, с которого документы и сведения считаются непредставленными, определяется исходя из срока, определенного таможенным органом для их представления (п. 2 ст. 363 ТК России). Если не установлено иное, то таким сроком будет следующий день со дня истечения срока, определенного таможенным органом. При этом день истечения срока следует исчислять с учетом положений главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК России), например в случае, если последний день истечения срока приходится на выходной день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 193 ГК России).

В соответствии с п. 2 ст. 363 ТК России таможенный орган запрашивает документы и сведения, необходимые для таможенного контроля, в письменной форме и устанавливает срок их представления, который должен быть достаточен для этого. По мотивированному обращению лица указанный срок продлевается таможенным органом на время, необходимое для представления указанных документов и сведений. Аналогичная норма содержится и в п. 3 ст. 367 ТК России. Единственным требованием к оформлению запроса на представление документов и сведений является соблюдение письменной формы.

Ответственность за непредставление документов и сведений, запрошенных таможенным органом при проведении таможенного контроля, в установленный срок предусмотрена ч. 3 ст. 16.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. При проведении специальной таможенной ревизии установлено отсутствие у проверяемого лица счетов-фактур на реализуемые товары иностранного производства (товар реализуется по договору комиссии или агентскому договору). По факту возможного назначения специальной таможенной ревизии в данном случае в отношении владельца товара позиция изложена в п. 4 данного письма.

6. Какие данные должны содержать письма с просьбой о назначении специальных таможенных ревизий, полученные от структурных подразделений таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, для того чтобы являться основанием для их назначения?

Учитывая многообразие случаев перемещения товаров через таможенную границу Российской Федерации, данные могут быть любые, которые свидетельствуют о признаках, перечисленных в п. 3 ст. 376 ТК России.

Просим руководствоваться данными разъяснениями в своей деятельности.

 

Начальник

Управления таможенной инспекции

генерал-майор

таможенной службы

С.Э.ЗОЛОТОВ

 

 






Яндекс цитирования


Интернет портал официальных письменных разъяснений от органов государственной власти РФ.
Настоящий проект создан специально для разъяснения и правильного понимания Российского законодательства всеми гражданами РФ.
Проект призван помочь Вам в борьбе с существующей бюрократией.
Если администрация предприятия (работодатель, поставщик услуг, продукции) или чиновники местного значения попирают Ваши законные права, то самое правильное и выгодное для Вас решение - найти на данном сайте письмо с официальным разъяснением по аналогичной проблеме и предъявить его Вашим "обидчикам" с целью восстановления справедливости и повышения их юридической грамотности. Материалы сайта помогут также составить Вам грамотное обращение (жалобу, требование, заявление) с указанием мнения (ссылки на официальное письмо) вышестоящего органа государственной власти.

Внимание! В соответствии с Гражданским кодексом РФ не являются объектами авторских прав официальные документы государственных органов и органов местного самоуправления муниципальных образований, в том числе законы, другие нормативные акты, судебные решения, иные материалы законодательного, административного и судебного характера, официальные документы международных организаций, а также их официальные переводы. Все документы (письма) данного ресурса исходят от государственных органов и имеют официальный характер, поэтому все они не считаются объектами авторского права на территории России. В связи с этим Вы можете использовать любые материалы данного сайта без каких-либо ограничений и по своему усмотрению.

© www.PismoChinovnika.Ru, 2011 - 2024