ФЕДЕРАЛЬНАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА
ПИСЬМО
от 22 ноября 2004 г. N 21-12/7958
О НАПРАВЛЕНИИ РАЗЪЯСНЕНИЙ
ПО ВОПРОСУ ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ СТАТЬИ 376 ТК РОССИИ
В целях единообразного применения
таможенными органами таможенного законодательства Российской Федерации
направляем разъяснения Правового управления по вопросам применения положений
статьи 376 ТК РФ.
В соответствии с пунктом 1 статьи 14,
пунктами 3 и 5 статьи 153 Таможенного кодекса Российской Федерации (далее - ТК
России) проверка возможной недостоверности сведений, заявленных в таможенной
декларации, может проводиться таможенными органами любым способом, в порядке и
на условиях, предусмотренных ТК России. Из этого следует, что при оценке
возможности применения той или иной формы таможенного контроля следует исходить
из положений глав 34 и 35 ТК России. При этом согласно статье 153 ТК России
выпуск товаров не может зависеть от окончания проведения указанной проверки.
Условиями выпуска согласно пунктам 3 и 5 указанной статьи могут быть только
представление документов, подтверждающих соблюдение соответствующих
ограничений. При выполнении лицом, декларирующим товары (декларант или
таможенный брокер (представитель) - абзац второй пункта 1 статьи 124 ТК
России), данных условий выпуск товаров должен быть произведен таможенным
органом в сроки, предусмотренные абзацем вторым пункта 6 статьи 153 ТК России,
вне зависимости от завершения к этому времени проведения проверки.
Согласно статье 376 ТК России таможенная
ревизия представляет собой проверку факта выпуска товаров, а также
достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах,
представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с
данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией
лиц, указанных в данной статье. Учитывая использованную законодателем
грамматическую конструкцию "а также" и причастие несовершенного вида
"представляемых", грамматическое толкование данной нормы позволяет
сделать вывод о том, что таможенная ревизия в части проверки достоверности
сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, может
проводиться вне зависимости от факта выпуска товаров.
Вместе с тем, учитывая установленную в
настоящее время процедуру декларирования, до выпуска товаров в зависимости от
условий поставки бухгалтерский учет лица, декларирующего товары, может не
содержать данных, необходимых для сопоставления с заявленными при
декларировании сведениями. В дальнейшем, принимая во внимание международную
практику, федеральным министерством, уполномоченным в области таможенного дела,
может быть установлена упрощенная форма декларирования путем отражения
соответствующих сведений в своем бухгалтерском учете (см., например, статью 76
Таможенного кодекса Европейских Сообществ). Согласно данной процедуре отдельный
специальный документ для таможенных целей декларантом не составляется, проверка
факта декларирования и достоверности сведений проводится с использованием
информационных технологий с удаленным доступом к автоматизированной системе
бухгалтерского учета декларанта. В этом случае наиболее приемлемой формой
таможенного контроля будет являться общая таможенная ревизия.
В связи с изложенным при принятии решения
о проведении таможенной ревизии до выпуска товаров следует учитывать,
во-первых, пункт 3 статьи 14 ТК России и, во-вторых, определять возможность
проведения сопоставления данных исходя из условий перемещения товаров через
таможенную границу.
В случае возникновения вопросов по
применению норм ТК России по направлениям деятельности инспекционных
подразделений запросы с целью их разъяснения просим направлять непосредственно
в Управление таможенной инспекции.
И.о. начальника Управления
таможенной инспекции
генерал-майор
таможенной службы
Н.Н.ШИТОВА